Широкие крылья СССР

У нашей авиации знаменательная дата: 22 декабря 1930 года впервые поднялся в воздух самолет-гигант ТБ-3 (АНТ-6), ставший, без преувеличения, одним из наивысших достижений советского авиастроения.
Читать дальше »
У нашей авиации знаменательная дата: 22 декабря 1930 года впервые поднялся в воздух самолет-гигант ТБ-3 (АНТ-6), ставший, без преувеличения, одним из наивысших достижений советского авиастроения.
С новыми отечественными самолетами интересная ситуация: официальные планы бодрые, а действительность совершенно иная. Рассказываем, что происходит, по каждой модели.
О том, что стране нужно срочно возрождать авиастроение, причем в независимом от импорта формате, стало ясно еще в феврале 2022-го. Планы по импортозамещению были составлены быстро и решительно, но мы же с вами понимаем: это прогноз, составленный одними менеджерами для других. А непосредственные исполнители при виде таких предсказаний только морщатся.
Вот как выглядел тот самый прогноз 2022 года.
16 декабря 1960 года на город Нью-Йорк рухнули сразу два авиалайнера.
В 10 часов утра в пятницу 16 декабря 1960 года аэропорты Нью-Йорка работали и суетились особенно активно. Причины понятны: праздник Рождества на носу!
Модный и диковинный в те времена реактивный авиалайнер Douglas DC-8 направлялся из Чикаго с 77 пассажирами на борту и экипажем в 7 человек. «Дуглас» летел в аэропорт Айдлуайлд (ныне он зовется аэропортом имени президента Кеннеди). Рейс авиакомпании United Air Lines.
В 1955 году специалисты ОКБ-156 создали на базе турбовинтового стратегического бомбардировщика Т-95 пассажирский дальнемагистральный турбовинтовой самолет Ту-114 «Россия». Самолет создавался в эпоху становления реактивной пассажирской авиации.
Однако, на момент середины 1950-х годов страна остро нуждалась в дальнемагистральном самолете большой вместимости. В этом контексте созданный в кратчайшие сроки Ту-114 должен был выступить в качестве временного подспорья для пассажирской авиации Советского Союза.
После того, как очередной конвертоплан США Osprey упал в море близ Японии, и все утопли – народ снова заговорил об этой “супер-инновационной” и “уникальной” технике, которую “ни СССР, ни Россия создать не смогли”.
Ну отчего же не смогли? Смогли. Просто в СССР эксперименты довольно быстро показали все недостатки подобной системы – и от них отказались. Например, вот вам советский Ка-22:
Немецкий фотограф Дитмар Экель (Dietmar Eckell) — автор снимков, которые он делает на местах крушения самолетов. Однако авиакатастрофы, следы которых он фотографирует, имеют счастливый конец — все находившиеся в авиалайнерах выжили после падения. Предлагаем вашему вниманию несколько снимков с сопроводительной краткой информацией.
Дитмар Экель ездит по местам крушений самолетов, в которых абсолютно все выжили. Впрочем, как утверждает наука, легче погибнуть по пути в аэропорт, чем умереть в воздухе — по статистике, при крушении выживают более 78% пассажиров, и бояться особо нечего.
Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере «ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа» на Airbus320 из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?
О том, что нужно восстанавливать отечественную авиастроительную отрасль, разговоры ходят уже с самого начала нулевых, когда широкой общественности стали известны масштабы развала данной отрасли в лихие 90-е и когда к власти стали приходить государственно-ориентированные элиты. Процесс возрождения авиастроения, естественно, не так прост, как процесс её уничтожения ради высвобождения рынка под Boeing и Airbus, но придать ему колоссальный импульс ускорения решили сами вышеуказанные западные авиагиганты, уйдя в прошлом году с российского рынка и поставив руководство страны перед простым выбором: либо экстренное возрождение собственного авиастроения, либо перемещение из Москвы во Владивосток на поезде.
Таки по полетевшему B–21 «Райдеру» шо можно сказать? Да таки ничего – все что нужно для понимания мы писали уже тут (текст ниже). Шо это точно полетело — пока прототип, больше демонстратор, набитый контрольно–записывающей аппаратурой. Которому еще долгая дорога до серии через тернии испытаний. Или же можно испытания тяп–ляп провести и потом мучаться с доводкой уже серийных машин. Выбор — за противником.
Единственно, шо мы можем добавить только дополнительные лучи радуги (без одного цвета) разного рода МГИМО финишд, де ла Курвуазье и прочим специалистам, которые в режиме турецкого хоровода про какие там молодцы и как всё плохо тут (ну ничего же не делается: ни Ту–160М(2), ни Ту–22М3М), скоро разогреют атмосферу до неприличных климатических величин.
9 ноября в Казани состоялось заседание Совета директоров АО «Туполев» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех).
Совещание прошло на площадке Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова. В ходе Совета директоров обсуждался, в том числе, ход реализации программы масштабирования производства пассажирских самолетов Ту-214.
В связи с ростом производственной программы на заводе будут построены центр механической обработки для производства длинномерных деталей и новый корпус агрегатной и окончательной сборки самолетов Ту-214. Перед началом совещания состоялась символическая церемония закладки первых свай в местах строительства новых заводских корпусов.
Крушение эпохи дирижаблей
В начале прошлого столетия дирижабли активно завоевывали небо. Этим летательным аппаратам предсказывали грандиозное будущее. Большие надежды возлагали на дирижабли в военном деле — считалось, что всего один цеппелин может уничтожить целый флот и даже город.
Но неожиданно такая яркая страница истории была закрыта. Воздушные аппараты перестали запускать в воздух, отдав предпочтение более дорогостоящим самолетам. И причиной такого решения стала не только катастрофа, унесшая жизни 36 человек.
Опытный образец российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-400М, изготовленный в филиале ПАО «Ил» — ВАСО, входящим в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха, впервые поднялся в воздух. В ходе полёта выполнялась проверка устойчивости, управляемости воздушного судна, работоспособности систем, силовой установки и радиотехнических средств захода на посадку.
Программа испытаний прошла в штатном режиме, была подтверждена стабильная работа российских систем и оборудования, большинство из которых изготовлены предприятиями Госкорпорации Ростех.
Современные истребители могут летать на сверхвысоких скоростях. И даже без входа в режим форсажа они запросто преодолевают звуковой порог. Кстати, гражданская авиация тоже летала на сверхзвуковых скоростях, но из-за дороговизны таких полетов их прекратили в начале XXI в. А вот военные самолеты с каждым годом становятся все мощнее и быстрее, поэтому успешно бьют мировые рекорды.
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенного лайнера МС-21 — пульты управления самолетными системами и светотехническое оборудование. Отечественная авионика ничем не уступает иностранным аналогам.
Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП, входит в КРЭТ) разработало и наладило производство российского оборудования для создания единого информационно-управляющего поля кабины МС-21.
Ровно 80 лет назад, 26 октября 1943 года, впервые взлетел прототип тяжелого двухмоторного многоцелевого истребителя Дорнье Do.335 “Пфайль” (“Стрела”). Он имел необычную, хотя и встречавшуюся ранее, конструктивную схему с тандемной силовой установкой, состоявшей из двух 1800-сильных двигателей водяного охлаждения Даймлер-Бенц DB 603E, укрепленных на носу и в хвосте фюзеляжа.
06.10.1977 года 46 лет назад состоялся первый полет уникального среднего фронтового истребителя 4го поколения МиГ-29
В этом посте собраны фотографии сногсшибательных девушек, которые выбрали романтичную, но достаточно тяжелую и опасную профессию — они стюардессы. А ведь в их ненормированном графике нужно еще уделять время свой внешности, чтобы выглядеть на все 100!
Ровно 35 лет назад, 28 сентября 1988 года, впервые поднялся в небо советский четырехдвигательный дальнемагистральный суперлайнер Ил-96. В 1993 году, уже в России, самолет был введен в эксплуатацию.
На сегодняшний день построено 32 экземпляра, самый “свежий” из них – Ил-96-400М – в 2023 году. Большинство машин – 11 штук – летает в специальном авиаотряде “Россия”, который обслуживает высших должностных лиц РФ, включая президента.
Истребители являются вершиной современной авиации, поскольку им принадлежат многочисленные мировые рекорды и революционные технологии в области полетов. И если говорить о ключевых качествах такой авиатехники, то особый акцент ставится на их высотность, то есть – предельную высоту, на которую они могут подниматься, оставаясь в зоне недосягаемости вражеской ПВО. Рассмотрим несколько боевых самолетов с самой большой высотой полета.
Совсем тихо, никому незаметно, с максимальным игнором СМИ, как и положено великому событию, в России запустили серийное производство МС-21.
Причем, запустили уже давно. Сейчас уже 18 лайнеров находятся в разной степени готовности, пять планеров уже готовы и началась установка оборудования. Эта новость тихонько появилась в интервью Генерального директора «Яковлева» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) Андрея Богинского, которое он дал ТАСС.
Все самолеты, которые есть в мире, условно разделены на две основные категории – гражданские и военные. Военная техника обычно развивает внушительные скорости в 3000 км/ч и выше, а если учитывать концептуальные модели и исследовательские образцы, то скоростные показатели могут быть еще выше. Рассмотрим топ самых быстрых самолетов в мире.
Среди поставляемых на Украину вооружений от западных стран пока что отсутствуют боевые самолёты их собственной разработки, но никто не может сказать, когда эта ситуация изменится.
Если раньше все старались обходить этот вопрос стороной, то сейчас риторика стремительно меняется. В списке самолётов на применение в зоне СВО много кандидатов, в частности, среди них есть и шведский JAS.39 «Грифон».
Несмотря на то, что авиация как тип транспорта появилась в истории человечества сравнительно недавно — чуть больше столетия назад — она всё равно быстро завоевала популярность. Причём не только в гражданской, но и в военной сфере, оказавшись просто незаменимой техникой для выполнения самых разных боевых задач. Первый же полноценный бум армейских летающих аппаратов случился в годы Второй мировой войны — именно тогда стали известны огромное количество машин, внесших свой большой вклад и в развитие военной авиации, и в саму людскую историю.
Поразительный самолет Celera 500L обещает нам прогресс авиации: расход топлива с кабиной на 6 человек достигает 5.5 литров дизеля на 100 км. То есть как у автомобиля. Да еще и аэродинамическое качество — 22.
Кабина самолёта с открытыми окнами
Многие из тех, кому приходилось летать на самолётах в конце 20 — начале 21 века, помнят наличие окон в кабине пилота. Они часто распахнуты, пока авиалайнер пребывает в статичном положении на аэродроме. Обычно пассажиров подобное не часто заботит: они догадываются, что оплатили перелёт, и задача всего экипажа доставить их в целости и сохранности, а остальное — не так важно.
Перед крупными спортивными состязаниями и турнирами из открытых створок кабины по традиции и вовсе поднимают флаг той страны, откуда прибыла команда, что весьма патриотичный жест, с одной стороны, но с другой — навряд ли открытые окна пилота служат исключительно для этого.
В январе 2010 года первый полет совершил первый российский многоцелевой истребитель V поколения — Су-57. На вооружение машина стоимостью более 2.2 млрд рублей была принята в 2019 году. Невероятно сложный и дорогостоящий самолет по-настоящему незаменим для вооруженных сил России.
Само собой в составе ВВС таких красавцев совсем не много – на сегодняшний день произведено всего 15 истребителей. История Су-57 только началась, а российские конструкторы уже во всю работают над машиной следующего поколения – МиГ-41.
В Камчатском крае с 1 сентября остановлены полеты на чешских самолетах L-410 из-за нехватки запчастей. С одной стороны недоволен, с другой — сколько ж можно гонять эти кукурузники, недавно летал на таком над Байкалом, а через полгодика он там навернулся в тайгу, причем люди выжили.
Планы Минпромторга повысить долю отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний до 80 с лишним процентов надо разбирать внимательно. В настоящее время эта доля формально составляет около 33%
В 1960-е годы в мире произошел всплеск интереса к самолетам с вертикальным взлетом. Однако, уже к концу 1980-х годов он практически полностью сошел на нет. Связано это было с целым комплексом причин. Но в первую очередь от разработки «вертикальщиков» стали отказываться из-за их дороговизны на фоне надвигавшегося кризиса и большого количества неустранимых недостатков в машинах подобного класса. Тем не менее, полностью работы над реактивными двигателями для СВВП не останавливались никогда ни в США, ни в России.
В феврале 2008 года первый полет совершил новый сверхманевренный истребитель с управляемым вектором тяги IV поколения – Су-35. Тогда же машина была запущена в серийное производство. По состоянию на август 2021 года в РФ было произведено уже 124 таких самолета, а главным эксплуатантами грозной «железной птицы» стали ВКС России и ВВС НОАК.
Сегодня же многие эксперты называют модель Су-35СМ наиболее передовым самолетом в своем классе и наиболее перспективной машиной с точки зрения дальнейшей модернизации. Какие же у 35-го есть достоинства?
Почему же закончилась эпоха сверхзвуковых пассажирских самолетов?
В мире существовало не так много сверхзвуковых пассажирских самолетов, работавших на регулярных рейсах. Это советский Ту-144 и европейски «Конкорд». Свой последний регулярный рейс Ту-144 совершил 23 мая 1978 года. И в тот же день произошла катастрофа около подмосковного Егорьевска — разбился первый серийный самолет новой модификации — Ту-144Д. Он отличался более экономичными двигателями, поэтому должен был иметь большую дальность.
Су-30СМ не просто работает в составе экипажа, но и в связках из многих единиц воздушной армии
Недаром говорят, что в одиночку в сражении далеко не зайдёшь. Тем не менее, есть плеяда героев, которые привыкли работать сами по себе, достигнув пика мастерства в управлении со штурвалом. Если такой пилот сам детально и щепетильно контролирует ситуацию вокруг него в небе, а напарник будет лишь сбивать его с толку, перетягивая одеяло на себя, то зачем большинство отечественных истребителей рассчитаны на двоих пилотов?
Компании «Инфоком-Авиа» и «Азимут» Госкорпорации Ростех создали оборудование и внедрили сервис цифровой связи «борт-земля» для российских авиаперевозчиков после ухода из страны иностранных компаний. В нескольких аэропортах импортные решения уже заменены на отечественные. Всего необходимо установить 105 наземных станций, что позволит предоставить сервис на всей территории России.
15 ноября 1988 года советский орбитальный корабль-ракетоплан МТКС «Буран» совершил полностью автоматическую посадку, не имея на борту экипажа. Зная об этом факте, многие граждане могут задаться вопросом: а способны ли на что-то подобное современные самолеты, в частности – пассажирские авиалайнеры? О существовании системы автопилота знают даже дети. Но может ли с ее помощью самолет взлетать и приземляться без какой-либо помощи со стороны человека?
В последние годы экскурсионные вертолётные полёты во Владивостоке стали гораздо популярнее, чем раньше. Туристы осматривают достопримечательности города и его окрестности с необычного ракурса. Компания Гранат работает в этой области с 2002 года.
Машины используются не только для экскурсий — обычно вертолёты выполняют коммерческие полёты, авиаработы, участвуют в спасательных операциях. И не только во Владивостоке — география полётов захватывает Приморский край, Хабаровский край, Камчатку, Сахалин, Чукотку, Москву.
Вертолётное сообщение иногда единственный способ быстро добраться в нужную точку — например, доставить больного из удалённого посёлка. А так же, вертолёты выполняют экскурсионные полёты.
Из тем президентского совещания с членами правительства особое внимание обратим на авиаотрасль, где пассажиропоток на 18% превысил показатели прошлого года – 47,5 млн пассажиров против 40 с небольшим за первое полугодие.
История сверхзвуковых самолетов неразрывно связана с реактивной авиацией, которая появилась в начале 40-х годов. Двигатели нового типа позволяли истребителям и бомбардировщикам разгоняться до более высоких скоростей и подниматься на большую высоту, что существенно расширяло их возможности.
Однако в конечном итоге потолок скорости уперся в аэродинамические свойства самолетов. Дело в том, что для полета со сверхзвуковой скоростью, то есть быстрее скорости звука, недостаточно просто разогнать машину. При достижении воздушным судном скорости звука сильно меняется аэродинамика обтекания и возрастает аэродинамическое сопротивление, вместе с тем возрастает кинетический нагрев.
Все это ведет к утрате устойчивости и управляемости самолета. Поэтому авиаконструкторам пришлось искать новые конструктивные решения, чтобы преодолеть этот барьер.
Сверхзвуковые самолеты способны лететь со скоростью свыше 1235 км/ч
Ровно 90 лет назад, 11 июля 1933 года, впервые поднялся в воздух прототип пассажирского самолета Девуатин D.332 “Эмерод” (“Изумруд”) – первого французкого представителя аэродинамичных скоростных авиалайнеров нового поколения.
В 1982 году в небо впервые поднялся советский тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан». А всего через несколько лет после этого в Советском Союзе был проведен конкурс на новый перспективный самолет данного класса. По результатам государственного состязания победу одержал проект специалистов ОКБ Ильюшина.
Самолет получил рабочее название Ил-106. Предполагалось, что первый полет новейшая машина совершит уже в 1995 году. Однако, Перестройка и развал Советского Союза не дали этим планам осуществиться. Поэтому с 1990-х годов и по сей день Россия, Украина и Азербайджан пользуются старыми-добрыми Ан-124.
Ранним утром 7 сентября 2010 года в аэропорту города Мирный полусонные пассажиры занимали места в салоне самолета, ТУ-154. Авиалайнер готовился к вылету в Москву. Скажем сразу: все останутся живы. Позднее специалисты назовут это чудом, ведь шансов выжить у них был один на тысячу, а может и того меньше. ЧП на высоте 10.600 метров Самолет находился в воздухе уже более трех часов, когда отключился автопилот. Ситуация неприятная, но это еще не ЧП. Но какое-то шестое чувство подсказало командиру экипажа Новоселову, что в этот раз все так просто не обойдется.
Предвидя вариант с экстренной посадкой, он связался с диспетчером: «У нас проблемы с электропитанием. Прошу подготовить запасной аэродром». Ответа Новоселов не услышал – радиостанция пискнула и замолчала. Самолет остался без радиосвязи. Вслед за автопилотом стали отключаться остальные приборы. Датчики крена и тангажа, указатели курса «умирали» один за другим. Почти мгновенно вышли из строя все навигационные приборы. «Завалились» не только оба авиагоризонта, но и третий – резервный, что не предусматривается никакими инструкциями, поскольку такого просто не может быть никогда!