Кто устроил 3 крупнейших теракта в СССР
В поздний советский период люди если и читали о террористических актах, то исключительно о тех, которые происходили на Западе, в чуждом нам капиталистическом мире, и были абсолютно уверены, что в нашем благополучном обществе такого просто не может случиться.
Позднее стало известно, что о терактах в СССР средства массовой информации просто умалчивали, хотя некоторые были настолько резонансными, что слухи о них выходили далеко за пределы регионов и обрастали невероятными домыслами. По крайней мере, так было в трех известных случаях, слухи о которых долгое время передавались из уст в уста.
Но что же произошло на самом деле?
Взорванный автобус в Краснодаре в 1971 году
Подрыв городского автобуса как месть за маленький рост
Сейчас это событие называют одним из первых советских терактов, но кто знает, сколько их было скрыто в 1950-1960-е годы, когда средства массовой информации не писали о подобных трагедиях, а «сарафанное» радио было еще не настолько распространено, чтобы люди могли без страха говорить о запретных вещах.
Эта трагедия произошла в Краснодаре, в 1971 году. Теплым июньским утром, когда городской транспорт был переполнен спешащими на работу людьми, в городской автобус номер 1, следовавший по центральным улицам города, протиснулся молодой мужчина невысокого роста с большим, тяжелым чемоданом. Через несколько остановок он вышел, и никто не обратил внимание на оставленный в салоне автобуса чемодан.
Мощный взрыв прогремел сразу же, как только автобус отъехал от остановки. Водитель успел выскочить из распахнувшейся при взрыве водительской двери, пять пассажиров погибли на месте, а остальные оказались заблокированными в салоне раскуроченного и горящего автобуса. Некоторым удалось спастись, получив серьезные травмы и ожоги, остальные сгорели заживо. Взрыв был такой силы, что в ближайших домах вылетели стекла, а стоящее рядом дерево оказалось вырванным с корнем.
Все экстренные службы города Краснодара были немедленно подняты на ноги. И хотя в то время не было камер наблюдения, но нашлись свидетели, видевшие мужчину невысокого роста с большим чемоданом. Благодаря их показаниям и тщательному осмотру останков взрывного устройства милиции, хоть и не сразу, но удалось выйти на след террориста.
Петр Волынский, который был зол на все человечество из-за своего маленького роста
Бомба в утятнице стала местью за угнетение армянского народа
Вагон метро после теракта
В январе 1977 года в Москве в течение одного часа прогремело три мощных взрыва — один в метро, другой — в одном из столичных магазинов, а третий — в уличной урне, недалеко от Красной площади. Несмотря на отсутствие информации в прессе, слухи о взрывах, унесших около десятка человеческих жизней, быстро разлетелись по Москве, люди боялись выходить из дома, никто не знал, где может прогреметь следующий взрыв. У правоохранителей не оставалось никаких сомнений, что это целенаправленный и хорошо спланированный террористический акт.
К расследованию этого сложного дела были привлечены лучшие сотрудники КГБ и МВД, были опрошены сотни свидетелей, на местах взрывов проводились следственные работы, с вагона пострадавшего в метро поезда была снята и обследована вся обшивка, собраны все детали и осколки, которые могли иметь отношения к взрывному устройству, досконально обследованы тела погибших людей.
В одном из тел при вскрытии был обнаружен чугунный осколок, по которому определили, что это кусок ручки от утятницы, в которой предположительно и находилось взрывное устройство, когда оно было приведено в действие. Также удалось обнаружить обрывки сумки, в которой утятница с бомбой была принесена в вагон поезда. Оказалось, что сумка изготовлена на кожгалантерейной фабрике в Ереване.
Постепенно правоохранители вышли на след исполнителей, которыми оказались трое лиц армянской национальности: 23-летний Завен Багдасарян, 28-летний Акоп Степанян и 32-летний Степан Затикян. Последний давно был на примете у спецслужб как организатор национальной армянской партии, призывавший к борьбе за независимость Армении и ее восстановления в исторических границах путем проведения референдума. Ранее он был осужден, но отбыв срок, решил таким образом отомстить за угнетение армянского народа.
В начале 1979 года в Москве состоялся суд, на котором трое террористов были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Однако позднее их виновность была поставлена под сомнение, и появилась версия о фальсификации расследования, но она по сей день остается недоказанной.
Первый в истории СССР захват учебного заведения
Школа в Сарапуле, на втором этаже которой произошел захват заложников
События, произошедшие в декабре 1981 года в маленьком удмурдском городке Сарапул, стали первыми в СССР, связанными с захватом школьного учреждения, когда в заложниках у террористов оказались дети. Этим событиям предшествовала кража нескольких противотанковых мин со склада мотострелковой дивизии Уральского военного округа, в которой подозревали школьников.
Этим воспользовались двое солдат, проходивших срочную службу в местной воинской части — казах Ахметжан Колпакбаев и уроженец Магнитогорска Александр Мельников. До службы в армии оба увлекались иностранными модными шмотками, прослушиванием западной радиостанции «Голос Америки» и мечтали уехать в США, на почве чего их интересы сошлись. Узнав о пропаже мин на складе, они разработали план.
10-й класс, захваченный солдатами-террористами в Сарапуле
Находясь в дневном карауле, солдаты сбежали из воинской части и отправились в ближайшую школу. Под предлогом, что разыскивают похищенные со склада мины, о которых говорил весь город, они зашли в один из кабинетов, где у учеников 10 класса проходил урок биологии, и сообщили учительнице, что похитителями являются ученики, которые находятся здесь в классе. После того как учительница убежала к директору школы сообщить о заявлении солдат, они заперли дверь класса изнутри и под угрозой расстрела заложников потребовали предоставить им большую сумму денег и самолет для перелета в США.
В школу немедленно прибыли оперативники, и была направлена группа захвата спецподразделения «Альфа», хотя начинать операцию не решались в течение суток из-за большой опасности, которой подвергались школьники. Все это время с террористами велись переговоры. Их удалось обмануть, пообещав сделать заграничные паспорта и отправить из страны легальным способом, если они освободят детей.
После того как заложники были отпущены, операция по обезвреживанию преступников прошла в считанные секунды и закончилась без жертв, Колпакбаев и Мельников получили тюремные сроки на 13 и 8 лет, а всех школьников вместе с родителями сразу же после теракта вызвали в КГБ и взяли подписку о неразглашении сроком на 15 лет.
0 комментариев