«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠

Та слава и народная любовь, что достались режиссёру Вячеславу Котёночкину, были редкостью в мире советской анимации. Его фамилию можно увидеть в титрах более 80 мультфильмов, но главной работой стал знаменитейший сериал про волка и зайца — «Ну, погоди!».

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠

Путь Котёночкина к анимации

Вячеслав Котёночкин родился в Москве 20 июня 1927 года. С раннего детства мальчик увлекался рисованием. Любовь же к мультипликации началась чуть позднее.

В 1938 году он посетил новогодний праздник — ёлку в Колонном зале Дома Союзов. Попасть туда считалось невероятной удачей и чудом. Сделать это могли дети сотрудников правительства и лучшие ученики московских и ближайших к городу школ. Именно там Вячеслав Михайлович впервые посмотрел мультфильмы. Он был в восторге и записался в изостудию.

 
«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠

Новогодняя ёлка в Колонном зале Дома Союзов. Фотограф Сергей Васин. 1940 год

Тут в судьбу будущего мультипликатора вмешалась война. В 1942 году Котёночкин после семи классов поступает в артиллерийскую спецшколу. Позже — в противотанковое артиллерийское училище в Пензе.

Про своё главное увлечение он всё же не забывает. В 17 лет смотрит анимационный фильм «Бэмби». По его словам, впечатление от мультфильма сыграло решающую роль в выборе профессии. Также Вячеслав Михайлович шутил, что в мультипликацию его привела легкомысленная фамилия.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠

Первые шаги в профессии

После демобилизации в 1946 году Котёночкин пришёл в «Союзмультфильм», собираясь поступить на курсы. Изначально студия создавалась как советский аналог американского «Диснея», но в послевоенные годы заметен переход к собственным мультипликационным методам, отказ от копирования.

В «Союзмультфильме» молодой художник повстречал Бориса Дёжкина. Тот уже был известным режиссёром-мультипликатором. Просмотрев работы Вячеслава Михайловича, он посоветовал ему все их выбросить и отправиться в зоопарк рисовать животных. Самым главным было движение, его Котёночкин и должен был научиться передавать. На курсы Вячеслав Михайлович поступил. Закончив их, был зачислен в штаб художников.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠

Борис Петрович Дёжкин

Борис Петрович стал для Котёночкина проводником в профессию. В 1949 году они вместе работали над мультфильмом «Лев и заяц», последний был поразительно похож на зайца из «Бэмби». Опыт создания серийных персонажей тоже получил с Дёжкиным, делая «Необыкновенный матч», «Старые знакомые» — мультфильмы о спортивных состязаниях деревянных человечков.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠

Кадр из мультфильма «Лев и заяц», студия «Союзмультфильм». 1949 год

Для одного из первых советских мультипликаторов — Александра Иванова — Котёночкин рисовал «Полкана и Шавку». Со Львом Атамановым трудился над «Золотой антилопой» и «Аленьким цветочком», используя популярный в то время метод ротоскопирования, когда художник рисует поверх кадров с актёрами. В Советском Союзе он назывался «Эклер». Его применяли для достижения реализма происходящего. К этому же методу прибегают в «Каштанке» Михаила Цехановского, над созданием которой тоже потрудился Котёночкин.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠

Кадр из мультфильма «Полкан и Шавка», студия «Союзмультфильм». 1949 год

Параллельно с плодотворной работой Вячеслав Михайлович был частым гостем ресторана «Спорт». Там слушали хороший джаз и много танцевали. Молодой художник не отличался дисциплиной и любил повеселиться, поэтому однажды оказался близок к увольнению. Спасло его заявление, написанное в оригинальной манере:

«Прошу меня уволить, а если можно — оставить».

Котёночкин относился к жизни с лёгкостью и оптимизмом.

Поворотным в карьере становится мультфильм 1957 года «Чудесница». Снят он был во времена кукурузной кампании Никиты Сергеевича Хрущёва. Посвящённая полезным качествам продукта «Чудесница» была очень популярна. После этого мультфильма художника приглашают в киножурнал Сергея Михалкова «Фитиль» уже в роли режиссёра. Ему предложили делать анимационные вставки.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠

Открытка по мотивам мультфильма «Чудесница»

Вячеслав Михайлович — режиссёр

Режиссёром Котёночкин был требовательным и строгим, но привлекала его лёгкость и естественность. Его друзья и коллеги отмечали сочетающееся в нём озорство и педантичность. Рабочие вопросы предпочитал решать за столом, в каждой компании становился центром, имел множество знакомых. Одним из его выражений было:

«Порыв не терпит перерыва».

Свой первый авторский мультфильм Вячеслав Михайлович срежиссировал в 1963 году. Он назывался «Мы такие мастера» — десятиминутное повествование о сельскохозяйственной технике:

VK●10:02

Следующая работа — «Следы на асфальте» — детективная, поучительная история с опытным псом и щенком. В ней помимо рисунков использовались документальные кадры Москвы.

VK●16:01

Психологизм персонажей и сложность их душевных переживаний заметны и в следующем мультфильме — «Лягушка-путешественница», который можно сравнить с большим фильмом. Режиссёр использует разнообразные внешние проявления для передачи и усиления внутреннего состояния: хаотичность, резкая смена кадров, приближение и удаление «камеры».

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠

Кадр из мультфильма «Лягушка-путешественница», студия «Союзмультфильм». 1964 год

«Ну, погоди!»

У «Ну, погоди!» есть предыстория. В 1968 году от руководства «Союзмультфильма» поступил заказ сделать мультфильм с идеей «Не обижай слабых». Пилотный двухминутный выпуск снял начинающий в то время режиссёр Геннадий Сокольский.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Кадр из пилотной серии «Ну, погоди!», студия «Союзмультфильм». 1969 год

После пилота решили снимать полноценный мультфильм, но с более опытным режиссёром. Александр Курляндский, Аркадий Хайт и Феликс Кандель предлагали сценарий многим, но лишь Котёночкин согласился. 3 марта 1968 года он ответил: «В этом что-то есть», и началась работа. Позднее Вячеслав Михайлович рассказывал:

«Ну Зайца я нарисовал довольно быстро. Он сразу у меня получился какой-то такой пухленький, с розовыми щёчками, с голубыми глазками, в общем, очень положитеьный зайчик».

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Вячеслав Михайлович Котёночкин за работой

В следующих мультфильмах Котёночкина, например, в «На лесной тропе» или «Он попался», герои-зайцы сохраняют свои типичные черты.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Заяц из мультфильма «Ну, погоди!»

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Заяц из мультфильма «На лесной тропе», 1975 год

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Заяц из мультфильма «Он попался», 1981 год

Озвучивать героя сразу пригласили Клару Румянову, её голосом говорят многие советские мультипликационные герои.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

С Волком всё было не так просто. Для того, чтобы нарисовать его, Котёночкин много смотрел на себя в зеркало. Походку и жесты Волк получил от художника. Внешний вид — расстёгнутая рубашка, гитара и сигарета — был почерпан на подворотнях Москвы. При создании героя Вячеслав Михайлович вдохновился образом Котовского из одноимённого фильма 1942 года.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Котовский из фильма «Котовский». Режиссёр Александр Файнциммер. 1942 год

Волк должен был говорить голосом Владимира Высоцкого, но его кандидатуру не одобрило руководство «Союзмультфильма». Пригласили Анатолия Папанова.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Стилистика получившихся героев полностью отличалась от тех, что мы можем увидеть в пилоте.

Первая серия вышла 1 января 1969 года. Вообще, делать сериал никто не планировал, как и ту славу, что обрушилась на создателей. Улицы города пустели, когда по телевизору начинался показ очередного эпизода.

В чём же секрет? «Ну, погоди!» прекрасно отражал эпоху Брежнева, период застоя. Взрослый зритель находил точки соприкосновения между собственной жизнью и той, что видел на экране. Волк и Заяц гуляют по парку, приезжают на заполненный посетителями пляж или в деревню, занимаются на стадионе, оказываются в «Останкино», покупают в палатке арбузы. Для многих близок стал именно Волк с его довольно не устроенной жизнью. Сейчас представить такого героя в детской мультипликации невозможно.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Жизнь Волка

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Волк и Заяц на балете

Важную роль сыграла музыка. В основном использовались шлягеры — популярные композиции. «Песнь о друге» Высоцкого, «Последняя электричка» композитора Давида Тухманова, «Спят усталые игрушки» из известной передачи, «Айсберг» Аллы Пугачёвой и многие другие.

Дети же любили «Ну, погоди!» за динамичный сюжет и бесконечное соревнование. Некоторые обвиняли авторов в подражании популярному американскому мультфильму «Том и Джерри». Действительно, сюжет схож. Создатели, однако, утверждали, что познакомились с работой Уильяма Ханна и Джозефа Барбера значительно позже. Завершить «Ну, погоди!» хотели после каждой серии, но любовь народа была слишком велика. В поклонниках мультфильма значилась даже партийная элита. Последняя серия каноничного сериала с Анатолием Папановым вышла 2 сентября 1986 года.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

После «Ну, погоди!»

Котёночкина считали богатым человеком, но в реальности это было совсем не так. За «Ну, погоди!» он не получил никакого материального вознаграждения: 90% средств с проката шло государству, ещё 10% — Госкино.

В 1987 году Вячеслав Михайлович получил звание народного артиста РСФСР, в 1988 году — Государственную премию СССР. Своей же главной наградой Котёночкин считал Орден Улыбки, полученный в 1985 году от польских детей.

Вячеслав Михайлович продолжал работу. В 1988 году выходит известный и сейчас мультфильм «Котёнок с улицы Лизюкова» про котёнка из Воронежа.

«Ну, Котёночкин, погоди!» — о жизни и творчестве самого известного мультипликатора СССР⁠⁠
 

Кадр из мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова», 1988 год

В последние годы Вячеслав Михайлович тяжело болел, но не переставал создавать мультики, которым посвятил практически всю жизнь.

Мультипликатор Фёдор Хитрук вспоминал, что любимой фразой Котёночкина было:

«Почему мы такие счастливые? Да потому что талантливые!».

Умер Вячеслав Михайлович 20 ноября 2000 года.

  • avatar
  • .
  • +24

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.