Как создавался самый «бесполезный» советский бомбардировщик Т-4, пилоты которого были обречены смотреть через перископ
Этот советский бомбардировщик разрабатывался на протяжении почти 10 лет, однако так и не пошел в серийное производство, несмотря на все достигнутые успехи. Программа просуществовала до 1974 года, после чего была свернута как неперспективная из-за огромной стоимости уникальной машины, а также изменения тактико-технических требований к подобного рода самолётам со стороны ВВС.
Тем не менее, напряженная работа над Т-4 не прошла даром. Попутно созданию самолёта советские металлурги, химики и конструкторы сделали десятки принципиально новых разработок, многие из которых используются и сегодня.
Самолёт Т-4 в сверхзвуковом режиме кабины.
На момент середины 1960-х годов отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами складывались, мягко говоря, «так себе». При этом на момент 1965 года Страна Советов все еще уступает блоку НАТО по количеству готовых к бою ядерных боеголовок. Отсутствие паритета толкает советское военно-политическое руководство к поиску нестандартных решений. Одним из таких становится идея о необходимости быстрого и гарантированного уничтожения авианосных ударных групп наиболее вероятного противника в случае начала новой тотальной войны.
Соответственно для решения столь непростой и опасной задачи требуется подходящий самолёт, способный осуществить доставку и пуск крылатой ракеты с ядерной боеголовкой. Само собой, подобраться к АУГ непросто, а значит такой бомбардировщик-ракетоносец должен быть достаточно быстрым, малозаметным и хорошо защищенным от актуального ракетного вооружения.
Четыре мощнейших двигателя.
В 1961 году Госком по авиационной технике СССР объявил конкурс на создание нового самолёта. К работам были привлечены не только специалисты ОКБ Туполева, но и сотрудники Сухого и Яковлева. Советские конструкторы представили к рассмотрению несколько перспективных проектов сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев: Як-33/Як-35, Ту-135 и Т-4. Последний был проектом ОКБ Сухого.
Стоит пояснить, что еще в 1953 году все проекты этого КБ были разделены на две программы «Т» — самолёты с треугольным крылом и «С» — самолёты со стреловидным крылом. И, собственно, как несложно догадаться, по результатам конкурса ГКАТ победила именно машина «Сухого», как наиболее отвечающая требования технического задания.
А требовалось в первую очередь создать бомбардировщик-разведчик массой до 100 тонн и возможностью достигать крейсерской скорости в 3 тысячи км/ч. Таким образом в 1961 году советские военные замахнулись на создание самолёта способного разгоняться примерно так до половины скорости гиперзвука! Для своего времени – амбициозная задача.
Серьезная была машина.
Достичь необходимых показателей скорости перспективному Т-4 помогало сочетание мощных двигателей, новейших материалов и правильной аэродинамической схемы. В качестве последней была выбрана так называемая утка, оснащенная передним горизонтальным оперением. Место расположения двигателей выбрали не сразу: сначала предполагалось разнести установки под крыльями и фюзеляжем по схеме 1+2+1.
Однако, затем все четыре двигатели решили запихнуть под фюзеляж. Вдобавок к этому самолёт получил треугольное крыло с изломом на передней кромке. От использования классического фонаря кабины пришлось отказаться ради повышения аэродинамики, из-за чего на сверхзвуковых скоростях лётчикам приходилось оценивать ситуацию глядя в перископ и боковые иллюминаторы.
Впрочем, на дозвуковых скоростях, а также во время взлёта и посадки самолёта, кабина машины опускалась, открывая вид через лобовое остекление. В кабине бомбардировщика располагался экипаж из двух лётчиков: пилота и штурмана. Проникнуть в кабину можно было только через специальные люки. Через них же в случае необходимости осуществлялось и катапультирование на любой высоте с помощью новейших кресел К-36.
Пришлось создать новый двигатель.
В движение самолёт приводился четырьмя турбореактивными двигателями РД-36-41, которые были разработаны специально для бомбардировщика на базе двигателей РД-36. На марше установки самолёта выдавали до 10.8 тысяч кгс, при этом на форсаже отдачу двигателей можно было довести до 16 тысяч кгс. Проектировались двигатели с учетом того, что до 70% времени эксплуатации они будут использоваться в пиковом или форсажном режимах при экстремально высоких температурах.
Установка таких агрегатов позволяла Т-4 разгоняться до 3 500 км/ч (3 маха) и достигать высоты в 28 км. Заправлять самолёт можно был как авиационным горючим Т-6, так и ракетным топливом РГ-1. При этом для самолёта советским специалистам пришлось создать новую марку синтетического масла ВТ-301, способного выдерживать температуру до 350 градусов.
Самолёт мог выглядеть так.
Что касается новейших материалов, то здесь проект Т-4 оказался настоящим технологическим «ледоколом» для советской химической и металлургической промышленности. Так, помимо уже упомянутого синтетического масла, советским химикам пришлось создать для Т-4 специальные термостойкие полимеры: клеи, герметики и уплотнители, способные выдерживать нагрев в 300 градусов.
Кстати, Т-4 стал первым самолётом, где стали применяться подобного рода материалы. Вдобавок к этому специально для проекта Т-4 пришлось разработать новейший титановый сплав. В кратчайшие сроки специалистам ВИАМ удалось создать более прочную в сравнении с существовавшими на тот момент аналогами марку титанового сплава ВТ-22.
В итоге проект закрыли.
Нужно ли говорить, что помимо новейших материалов и двигателей, самолёт пришлось нафаршировать самой современной на тот момент электроникой? Опять таки многие системы пришлось создавать специально для Т-4 или на базе существующих аналогов, или даже с нуля. Например, инновационная машина потребовала новых систем автоматического и дистанционного управления (САУ и СДУ).
Что же касается бортового радиоэлектронного оборудования, то Т-4 оснастили системой обнаружения и защиты «Отпор», аппаратурой разведки «Рапира», системой обнаружения целей «Вихрь». Самолёт был оснащен бортовой РЛС. Кроме того, именно на Т-4 впервые установили ИНТО (индикатор навигационно-тактической обстановки) специальный экран на базе электролучевой трубки (как в тогдашних телевизорах), куда сводилась вся оперативно-тактическая информация о полёте.
Крылатая ракет Х-45.
Наконец, что касается вооружения, то здесь все предельно просто. Технически Т-4 мог нести бомбовую нагрузку в 18 тонн. Однако, на практике от бомбардировщиков требовалось главным образом осуществить доставку парочки крылатых ракет Х-45 с ядерным зарядом. Последние, впрочем, предполагалось использовать не только против АУГ США. В неядерном оснащении, эти же крылатые ракеты можно было с успехом применять против объектов инфраструктуры и промышленности наиболее вероятного противника.
0 комментариев