Почему в советских самолётах двери открывались внутрь, а у остальных наружу?


В конструкции самолёта нет мелочей, здесь всё преследует какую-то цель, и даже конструкция такой банальной вещи, как двери, имеет большое значение. По целому ряду причин двери старых советских самолётов открывались внутрь, потом по не менее важным соображениям их конструкцию радикально изменили. Тем не менее у целого ряда зарубежных самолётов дверь тоже открывалась внутрь.

Так откуда такая разница в конструкции?

Патенты и неочевидные причины

Дверь самолёта Airbus a320./ Фото: dzen.ru
Дверь самолёта Airbus a320


На самом деле, причин для настолько больших конструктивных различий между самолётами может быть очень много, вплоть до не очень разумных, а иногда и довольно странных. Здесь как с автомобилями: каждый производитель видит ситуацию по-своему и предпочитает решать технические проблемы своими методами. Всё дело в том, что какой-то установившейся стандартной конструкции двери для самолётов не существует, есть только требования безопасности, которые необходимо соблюдать. По этой причине каждый производитель решает эту проблему по-своему и использует для этого доступные ему средства. И под последним подразумеваются патенты. Именно так, все существующие конструкции дверей запатентованы разработчиками как уникальные технические решения, поэтому за их использование приходится платить. Если производитель не имеет собственного решения и не собирается разрабатывать его с нуля, он просто покупает патент на двери нужной ему конструкции.


Дверь современной конструкции./ Фото: theautopian.com
Дверь современной конструкции.


Конечно, есть и вполне себе объективные причины, просто они не всегда очевидны. К примеру, у самолетов Boeing 757 изначально двери открывались наружу, но немалой части из обслуживающего персонала открыть её было чрезвычайно сложно из-за слишком маленького роста, и это было проблемой. В итоге дверь заменили на опускающийся сверху слайдер, но из-за конструкции повышенной сложности и большого риска поломки её опять заменили, теперь уже на дверь с откидывающимся наружу механизмом, который разработали специалисты из Airbus. Она оказалась настолько простой и надёжной, что и другие производители стали часто устанавливать её на свои самолёты. В общем и целом, её выбор предопределили простая конструкция, удобство эксплуатации, высокий уровень безопасности и небольшое количество поломок.

 

Тяжёлая наследственность

Бомбардировщик Ту-16./ Фото: dzen.ru
Бомбардировщик Ту-16


С советскими пассажирскими самолётами Ту-104, Ту-124 и Ту-134 всё было немного сложнее. Всё дело в том, что большую часть своих отличительных черт они получили по наследству от военного самолёта, и это был тяжёлый реактивный бомбардировщик Ту-16. Причины такого подхода в конструировании были более чем очевидны. Положение в стране было очень сложным, поскольку не так давно завершилась Великая Отечественная война, к тому же огромные ресурсы были задействованы в поднятии обороноспособности и в реализации различных военных проектов. Проще говоря, создавать магистральный пассажирский самолёт, к тому же реактивный, было некому и некогда. На это требовались занятые в других проектах специалисты, да и времени много нужно было. В итоге за основу взяли надёжный и хорошо показавший себя бомбардировщик, модернизировали его и построили совершенно новый, теперь уже пассажирский самолёт.


Пассажирский самолёт Ту-104./ Фото: dzen.ru
Пассажирский самолёт Ту-104


Правда, он сохранил в себе некоторые военные черты, например, те же самые двери. Что само по себе удивительно, поскольку самолёту достался совершенно новый герметичный фюзеляж. Впрочем, инженеры, привыкшие клепать военные самолёты, всегда ставили на первое место надёжность и безопасность, и это сыграло немаловажную роль. Как бы то ни было, но Ту-104 мог похвастаться простой, прочной и весьма надёжной дверью, открывающейся внутрь. И в последнем было виновато как раз военное прошлое бывшего бомбардировщика.


Дверь самолёта Ту-124./ Фото: livejournal.com
Дверь самолёта Ту-124


Первая причина – это экстренная необходимость открыть дверь самолёта прямо в воздухе. С военным самолётом может произойти всё что угодно, поэтому лучше всего предусмотреть каждую мелочь. Правда, если дверь будет открываться наружу, то её придётся бросить в открытом положении вплоть до того момента, когда самолёт приземлится. Поток воздуха прижмёт дверь к фюзеляжу и не даст её закрыть, даже если снабдить её электроприводом. К тому же, если придётся выполнять экстренную эвакуацию, то есть прыгать с парашютом, имеется очень большая вероятность врезаться в открытую дверь и получить серьёзные травмы. Именно по этим причинам в военном самолёте двери всегда открывались внутрь, а Ту-104 всего лишь стал жертвой обстоятельств.


Самолёт Ту-134./ Фото: dzen.ru
Самолёт Ту-134


Впрочем, то же самое можно сказать о самолётах Ту-124 и Ту-134. Когда понадобились новые самолёты с другими возможностями, никто даже не подумал о создании новых, и вместо этого в качестве основы использовали уже имевшийся в наличии Ту-104. Его немного укоротили и внесли ещё несколько изменений, получив таким образом Ту-124. С последним поступили аналогичным образом: просто внесли некоторые изменения в 124-ю модель. Именно поэтому все три этих самолёта можно считать родственниками с общими фамильными чертами, с такими как двери.

 

Безопасности ради

На самом деле, подобная конструкция двери, когда она открывалась внутрь самолёта, считалась стандартной, хоть это и приносило много неудобств для пассажиров и обслуживающего персонала. Причина же для этого была всего одна – так было безопаснее, а всё дело было в разнице давления воздуха в салоне и за бортом самолёта. К примеру, Ту-134 летал на высоте 10-12 тысяч метров, и атмосферное давление там было настолько низким, что человек с большим трудом мог дышать. Находиться на такой высоте без защиты практически невозможно, а единственным, что отделяло пассажиров от столь неприятных условий, был тонкий фюзеляж и дверь самолёта. Вот только дверь могла открыться из-за большого перепада давления.


Дверь современного самолёта EMB-170 s7./ Фото: livejournal.com
Дверь современного самолёта EMB-170 s7


Её вполне можно сравнить с пробкой в бутылке, и мешали ей вылететь из пазов только прочные крепления. Самым простым в этом случае решением было установка двери с внутренней стороны, поскольку так она надёжно отпиралась на дверной проём. Из-за разницы давления её настолько сильно прижимало к корпусу, что изнутри открыть двери было практически невозможно. В сумме это предотвращало множество несчастных случаев, к примеру, если бы скучающий пассажир решил открыть дверь прямо в полёте. На тот момент ещё не существовало проверенных технологий, позволявших надёжно зафиксировать дверь снаружи, и это был самый простой способ её закрыть.


У Boeing 777 вырвало дверь./ Фото: stokomania.ru
У Boeing 777 вырвало дверь


Поскольку техника не стояла на месте и постоянно развивалась, в скором времени появились прочные механизмы и надёжные методы для фиксации. Благодаря им инженеры смогли устанавливать дверь таким образом, чтобы она никому не мешала или вообще открывалась наружу. Например, на самолёте Ил-62 дверь втягивалась внутрь и по направляющим убиралась вбок (на зарубежных – Boeing 767, тоже аналогичную ставили), на других же самолётах хоть дверь и закрывалась снаружи, но при этом втягивалась внутрь и устанавливалась на специальные фиксирующие упоры. На текущий момент на большинстве самолётов дверь открывается наружу, с современными технологиями это можно сделать.

  • avatar
  • .
  • +7

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.