Какая судьба постигла пассажирский Ту-154М, оставшийся без электричества на высоте 11 км

В 2010 году из города с ироничным названием Удачный отправился рейс Ту-154 с восемью десятками душ на борту. Самолету предстояло совершить перелёт до Москвы. Однако, через несколько часов полёта начались проблемы. В какой-то момент борт просто остался без электричества, в мгновенье превратившись в кусок мрачного металла на высоте почти в 11 километров.

1. Чудо у Ижмы

Самолёт отличный.

7 сентября 2010 года в 3 часа 27 минут по столичному времени из Удачного в Москву отправился рейс ЯМ516. На борту Ту-154М, помимо 9 членов экипажа, находилось 72 пассажира. Без 3 минут 7 часов утра, когда самолёт пролетал над Усинском, произошло страшное: все приборы борта неожиданно погасли. На высоте 10.6 км в самолете остановилась подача электроэнергии.

Связи и навигации не было. Топливные насосы также прекратили работу. По оценке экипажа, горючего, поступавшего в двигатели самотёком, оставалось лишь на полчаса. Попытка запустить резервный генератор плодов не принесла. Счёт пошел на минуты. Трагедия была неизбежна.

Нужно было экстренно садиться. И сели.

Снизившись до 3 км, экипаж принялся искать место для аварийной посадки. К счастью для всех находившихся на борту, самолёт пролетал над рекой Ижмой с относительно спокойными ровными берегами. Машину нужно было сажать, но вот незадача: вокруг реки растет густой лес. Сажать в машину в таких условиях откровенно опасно. Любое повреждение крыльев могло закончиться пожаром.

И здесь находившимся на борту вновь повезло. В районе Ту-154М нашлась взлетно-посадочная полоса заброшенного аэродрома. Правда, её длина едва превышала 1.3 км, что было откровенно недостаточно для пассажирского борта, которому требовалась полоса не менее 2.5 км. Но выбора у экипажа не было – топливо стремительно кончалось. Сделав несколько кругов для снижения скорости, экипаж повел борт на спасительную полосу.

Все кончилось благополучно.

Наконец Ту-154М коснулся земли на скорости в 380 км/ч. Машина мигом проскочила километровую ВПП и выкатилась за её пределы на 164 метра. В 7 часов 55 минут все закончилось. Самолёт застыл. Все находившиеся на борту, включая беременную женщину, были живы и здоровы.

И стоит отметить, что столь благополучная аварийная посадка была бы невозможна без вклада Сергея Сотникова – начальника аэродрома, который на протяжении последних 12 лет исправно следил за состоянием вверенного объекта, регулярно спиливая деревья вокруг полосы. К слову, именно Сергей Сотников и прибыл первым на аэродром, организовав уход за чудом уцелевшими: обеспечил доставку горячей еды, что было как нельзя кстати, учитывая уличную температуру в 2 градуса по Цельсию. А вскоре к месту посадки прибыли спасатели и врачи. Еще спустя некоторое время прилетели вертолёты, которые стали забирать граждан в Ухту.

2. Судьба Ту-154 после инцидента

Всех спасли.

Для экипажа и пассажиров история с аварийной посадкой Ту-154 закончилась благополучно. Сергей Сотников был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Пилоты с рейса ЯМ516, посадившие машину в сложнейших условиях и не допустившие гибели людей, были удостоены званий Героя России. А основательно поврежденный самолёт так и остался лежать на аэродроме под Ижмой. Правда, не навсегда. 

Вскоре на аэродром прибыли техники. Специалисты оценили состояние Ту-154М и отбуксировали его в начало ВПП. Было решено перегнать машину в Ухту. Управлять аварийной машиной вызвались российские лётчики-испытатели. Для пущей безопасности самолёт максимально разгрузили, чтобы он имел хоть какие-то шансы подняться с короткой полосы. Заправили борт лишь необходимым минимум топлива.

Самолёт превратили в музейный экспонат.

Наконец самолёт поднялся в небо и уже вскоре добрался до аэропорта в Ухте. Там машину еще раз обследовали и дозаправили, после чего отправили в Самару на завод «Авиакор». Там специалисты начали реконструкцию поврежденной машины. После почти года напряженной работы самолёт в июне 2011 передали прежнему владельцу – компании «Алроса». 

После этого машина еще 7 лет успешно выполняла коммерческие рейсы. В честь сентябрьских событий 2010 года в компании решили переименовать счастливый борт в честь места удачной экстренной посадки – «Ижма». В 2018 году у самолёта истёк сертификат годности, после чего счастливую машину после торжественной церемонии в новосибирском Толмачёво в экспонат местного музея.

 

источник

  • avatar
  • .

1 комментарий

avatar
дополнение к портрету Сергея Михайловича-
21 июня 2013 года электропитание вертолётной площадки было отключено в связи с задолженностью. В октябре Сотников был вынужден написать заявление об увольнении с 1 ноября 2013 года[5]. Через 10 дней после этого подача электричества была возобновлена[Комм. 2]. При этом Сотников продолжал работать, несмотря на отрицательную температуру в здании аэропорта, имеющем электрическое отопление[7]
Википедия
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.