Ход конём от ОКБ "Сухого"

11 июля в аккаунтах «Ростеха» в соцсетях появилась «фотография НЛО» с добавленным в графическом редакторе силуэтом шахматного коня и надписью Guys, everything is simpler than you think («Парни, всё проще, чем вы думаете»). 12 июля появилась похожая фотография с надписью Mystery will be unveiled on July 20 («Тайна будет развеяна 20 июля»). И, наконец, 13 июля корпорация выпустила пресс-релиз, в котором сообщила о презентации 20 июля на авиасалоне МАКС-2021 «принципиально нового боевого самолёта».

Одновременно был запущен сайт с обратным отсчётом и 35-секундным видеотизером, из которого можно почерпнуть кое-что интересное. Да и в «Ростехе» говорят, что в ролике «скрыты аллюзии на ключевые особенности и уникальные свойства проекта». Лейтмотив – лётчики из ОАЭ, Индии, Вьетнама и Аргентины узнают о новом самолёте и прилетают в Россию для знакомства с ним. На первых кадрах мужчина в Дубаи наблюдает то ли за полётом самолета на очень малой высоте, то ли за его взлётом. Его (самолёта) силуэт очень размыт, но при желании и доле фантазии можно разглядеть «разваленные» рули направления.

В отрывке с вьетнамским лётчиком на секунду мелькает тень несущегося над морем самолёта. Аргентинского лётчика забирают из аргентинских Анд, а на шевроне его экипировки мелькает схематичный силуэт самолёта. Из него становится ясно, что грядущая премьера – однодвигательный истребитель. Но сделать кое-какие предположения можно и по другим кадрам. Полёт у самой земли в пустыне – намёк на эксплуатацию в условиях жаркого климата и возможность низковысотного полёта.

Тень над морем наверняка означает противокорабельные функции, эксплуатацию в морском климате. А может даже палубную версию или её разработку. Вряд ли это самолёт вертикального взлета и посадки – у нас нет подходящей силовой установки. Аргентинские Анды могут намекать на приспособленность к полётам в условиях разреженного воздуха высокогорья. В общем, акцент делается на интересные потенциальным заказчикам особенности. А иностранцы намекают на экспортную ориентированность новинки. И даже на то, с какими странами ведутся переговоры.

Почему не на потребности ВКС России? Дело в том, что решением ныне покойного главкома ВВС России Петра Дейнекина однодвигательные боевые самолёты сняты с вооружения ещё в первой половине 1990-х. А на споттерских фото из Жуковского под брезентом угадываются очертания одного сопла. То есть, всё указывает на разработку, в первую очередь, для экспорта. Но вполне возможно, что ВКС присмотрятся, поймут, что что-то такое нужно и себе и заключат контракт. Тем более, поставки в свои войска повышают шансы на закупки другими странами.

Очевидно также, что это не Миг-41 – перспективный перехватчик, создаваемый в рамках программы ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата), как думают многие. Об этом «кричит» буквально всё: ролик с иностранцами (спят и видят, как бы купить специфические машины), однодвигательная компоновка (для тяжёлого перехватчика то, что нужно, да) и, наконец, эмблема ОКБ «Сухого» на обшивке выставочного павильона премьеры.

Что ещё можно почерпнуть из силуэта под брезентом? В планере применены технологии снижения радиолокационной заметности – куда сейчас без «стелса». И в целом в его облике просматриваются черты многих разрабатываемых сейчас истребителей. Оно и немудрено: схожие задачи – схожие решения. Воздухозаборники, скорее всего, расположены по бокам фюзеляжа. Утопленное в планер сопло двигателя означает отсутствие отклоняемого вектора тяги или его работу только в вертикальной плоскости. При повороте в стороны раскалённые газы «поджарят» свой же самолёт.

На фотографиях не просматриваются рули высоты, что может говорить о выполнении их функции рулями направления. Такое же решение было применено в конкуренте F-22 – YF-23 от Northrop/McDonnell Douglas. Но у него был больше угол наклона рулей направления для лучшей эффективности их работы в качестве рулей высоты. Впрочем, дождёмся официальных изображений, они наверняка дадут ответы на многие вопросы. Проседание пневматиков шасси означает, что перед нами не просто макет из бруса и фанеры, а, как минимум, КНС – комплексный натурный стенд.

По двигателю, авионике, вооружению наиболее очевидна унификация с Су-57. Современные отработанные технологии, упрощение разработки – почему бы и да? Двигатель, скорее всего, «изделие 30». Для «изделия 117» планер с максимальной взлетной массой будет явно тяжеловат. В БРЛС с АФАР возможно применение наработок по «Жук-А» и Н036 «Белка». Вряд ли у нового истребителя будут РЛС L-диапазона в носках крыла. Но наверняка будет модный сейчас искусственный интеллект, помогающий летчику в управлении и способный самостоятельно вернуть истребитель на аэродром.

Есть ли у истребителя цельноповоротные рули направления (скорее всего да), наплывы крыла и подвижные части наплывов также станет ясно из презентации. О лётных качествах, массогабаритных характеристиках, полезной нагрузке сейчас тоже ничего сказать нельзя определённо. Но главное, всё-таки, в новейшем истребителе не техническая составляющая. В свете прицела на экспорт важнее его перспективы на внешних рынках, экономическая составляющая.

Рынок лёгких многоцелевых истребителей сейчас очень популярен. Тут и там мелькают контракты на «Грипены», «Рафали», F-16, китайские JF-17, да и наши МиГ-29 тоже закупают. В разработке и следующие поколения: южнокорейский KF-X, японский X-2, турецкий TF-X. Приснопамятный F-35 мы в расчёт не берём: у него своя «вечеринка» с определённым составом участников. Рынки его сбыта почти никак не пересекаются с в покупателями вышеупомянутых самолётов, включая и новейший российский истребитель.

Лёгкий истребитель, особенно однодвигательный, дешевле, проще в обслуживании и в целом предпочтительнее для небольших стран. За одну и ту же сумму их можно закупить больше, чем тяжёлых истребителей, их радиуса и боевой нагрузки хватает для решения большинства задач. И у России на этом направлении весьма неплохие стартовые позиции. В нашу пользу – огромный непрерывный опыт, в том числе разработки истребителя пятого поколения, наработанные инженерные и технические решения, надёжная репутация.

Разумеется, новый игрок, тем более такой опытный, обострит конкуренцию. Но без конкуренции нет эволюции и прогресса, сильных она только закаляет. Сейчас невозможно сказать, когда завершатся испытания истребителя, начнётся его серийный выпуск. Но то, что Россия неожиданно для большинства готова ворваться в эту гонку вызывает искреннее восхищение.

Статья является собственностью проекта МИРОВАЯ.

  • avatar
  • .
  • +26

1 комментарий

avatar




Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.