Как простая студентка в 1960-е запустила в США настоящую «взрослую» революцию и чем всё закончилось
Уже мало кто вспоминает, что личная жизнь американских студентов в 60-е годы ХХ века строго регулировалась и подчинялась целому ряду правил. Но вот только касалось это не всех учащихся, а лишь девушек. Но дух свободы того десятилетия ворвался в университетские кампусы и вдохновил одну юную прогрессивную феминистку бороться за свои права. Ею стала Линда ЛеКлэр. Борьба за равноправие стоила ей очень многого, в том числе имени. Расскажем, как одна девушка подняла американских студенток на революцию и что из этого вышло.
Пуританские взгляды в свободных 60-х
Свободы американских студенток в 60-х ущемлялись
Большинство американских ВУЗов к 1965 году ввели запрет на посещение студенческих общежитий представителями противоположного пола. Таким образом пытались бороться со свободной личной жизнью учащихся. Но на практике коснулось это не всех, а лишь девушек: это они потеряли право приводить в свои комнаты парней, у студентов мужского пола такое право осталось.
Такая же политика начала проводиться в Barnard College – частном колледже для девушек при Колумбийском университете на Манхэттене. Это было не простое учебное заведение, в нем учились лишь дочери богатых родителей. Последние надеялись, что такие строгие правила в колледже уберегут их драгоценных дочерей от всякого рода шалостей.
Студенток, конечно же, такое положение дел не устраивало. Не смотря на желание родителей закрыть девушек в общежитии колледжа и оградить от искушений нью-йоркской жизни, девушки искали выход как существующие правила обойти. Самым простым выходом было просто переехать в город и жить в съемной квартире, благо, финансы это позволяли.
Однако здесь их ждала проблема: студентки 1 и 2 курса не имели право учиться вне Barnard College. Исключением из правил были замужние учащиеся или те, у кого была дополнительная работа, например, домработницы или няни.
В 1968 году предприимчивая студентка второго курса по имени Линда ЛеКлэр решила воспользоваться лазейкой. Они со студентом Колумбийского Питером Бером встречались и решили жить вместе, поэтому студентка соврала, что работает домработницей и ей дали разрешение жить вне кампуса.
Линда ЛеКлэр со своим парнем Питером Бером
Чуть позже 4 марта 1968 года в газете The New York Times опубликовали скандальную статью под названием «Соглашение: жить вместе ради удобства, безопасности и секса». Героиней материала была некая студентка по имени Сьюзан, которая поведала читателям о том, что с парнем они встречаются уже два года и что совместная жизнь только помогла им, ощутить эмоциональную близость, но и повысить успеваемость.
Скандальная история Линды ЛеКлэр в New York Times
Под именем героини материала скрывалась Линда и очень скоро об этом стало известно в ее колледже. Слишком много реальных деталей было упомянуто в статье: название колледжа, имя парня и возраст героини. Линду раскрыли и начал разворачиваться настоящий скандал. Чем он обернется сначала никто не догадывался.
Женский скандал
Линда ЛеКлэр со своим парнем Питером Бером
Сразу же после установления личности героини нашумевшей статьи президент Barnard College выступила с требованием исключить оскандалившуюся студентку. Но учащиеся единым фронтом выступили в ее поддержку. Начались протесты. Очень скоро небольшой скандальчик в женском колледже Barnard College просочился далеко за пределы Манхеттена. О случившемся говорили по всей стране. О скандале написали в Saturday Review, Newsweek и даже Newsweek. На первых полосах The New York Times несколько недель подряд активно освещали противостояние администрации колледжа со студенткой.
Журналисты разыскали родители свободолюбивой Линды. Ее отцом оказался помощник вице-президента Nashua Bank and Trust Company, а мама была обычной домохозяйкой. Родители студентки объяснили, что в их городе сексуальные темы не обсуждаются открыто, и они с этим согласны. Сама Линда, как и ее близкий круг регулярно посещала церковь и даже пела в хоре.
13 марта того же года студенческая газета Barnard Bulletin опубликовала письмо Линды. Она заявила, что существующие правила дискриминируют женщин, ведь парням в Колумбийском университете не запрещают того, что девушкам. У такого снисхождения к студентам мужского пола была причина: отчисленных парней нередко забирали в армию и отправляли во Вьетнам.
ЛеКлэр писала, что ее колледж был основан на постулатах равенства. Но оно существует лишь на бумаге, в реальности же женщин дискриминируют. Автор письма задалась вопросом: «Если женщины умны и самостоятельны, то зачем им комендантский час и присмотр?»
Студенческий бунт
Линда ЛеКлэр со своим парнем Питером Бером
Уже через месяц после публикации письма 16 апреля 1968 года по просьбе студентки ЛеКлэр перед судебным советом колледжа были назначены слушания по ее делу. На них собралось более 250 человек. Обращаясь к совету, Линда заявила, что у колледжа нет прав контролировать личную жизнь, ведь это просто учебное заведение. Правила проживания в кампусе дискриминируют. Пять часов шло заседание и совет все-таки встал на сторону студентки. Ее не исключили, но признали виновной в нарушении правил колледжа. Наказанием стал запрет посещать столовую.
Но Марта Питерсон, президент Barnard Bulletin, на решение совета наплевала и все равно отчислила Линду. Она написала, что не видит смысла в дальнейшем обучении девушки. Студентки устроили после этого сидячую забастовку прямо перед офисом президента. Питерсон получила петицию в поддержку ЛеКлэр, которую подписали более половины студенток Barnard Bulletin.
На адрес офис презента колледжа приходили горы писем и поступали сотни звонков по делу Линды. Большинство требовало отменить исключение, но были и звонки поддержки такого решения. Особенно отличались священники и отцы нескольких детей, которые то советовали ей приклеить на одежду букву «А», как в романе Натаниэля Готорна «Алая буква», то говорили, что в их школах таких девочек называли на букву «Ш». Один диктор на радио в одном из южных штатов вообще заявил, что ЛеКлэр подрывает семейные ценности. Даже родители Линды встали против дочери и отказались поддерживать ее материально.
Сидячий протест студенток длился несколько недель и Линду все таки вернули на учебу. Но в результате Линда с парнем ушли сами из колледжа. Они поселились на одной из ферм в комуне. Питерсон также предлагала Линде вернуться в колледж на следующий год, если та исправит свое недопустимое поведение, но девушка не захотела.
Победа здравого смысла
31 мая 1968 года вышел свежий номер журнала Life. Огромный раздел авторы издания посвятили вопросам сексуальной жизни студентов. В нем рассказали историю Линды ЛеКлэр, назвав ее «моментом, который изменил мораль эпохи».
Такая неуступчивая президент колледжа Barnard College все таки изменила свою позицию. Уже к концу 1968 года правила проживания девушек изменили. Оно теперь могли жить вне кампуса, но с разрешения родителей. Это было небольшое послабление, и студенткам этого оказалось недостаточно. Тогда они массово нарушили правило и снова обратили на себя внимание: в октябре 40 студенток демонстративно впустили в свои комнаты после наступления комендантского часа парней. Нарушительниц пугали дисциплинарными мерами, но их протесты не прекращались, в итоге никто не был наказан. И хотя студентки были настойчивыми, официально колледж на уступки так и не пошел.
Настойчивые феминистки стали настоящим вдохновением для других. Зимой 1969 года 350 студентов Университета в Теннеси вышли на протест против комендантского часа для девушек. Администрации ВУЗа, чтобы успокоить активистов, сначала согласилась пойти на уступки, но потом все вернула обратно. В ответ на нечестность администрации женщины в Теннесси снова пошли на митинги. По стране пронеслась протестная волна и дошла до Бостона, а там старшекурсницам отменили комендантский час.
Многие ВУЗы не захотели ждать протестов у себя в кампусах и сами начали менять регламенты.
Парень Линды Питер вернулся в университет в 1968 году, но с Линдой их пути разошлись. Активистка уехала домой в Нью-Гемпшир и продолжила заниматься активизмом. Например, выступала против ядерного оружия. Она получила диплом позже, отучившись в Университете штата Нью-Йорк. Пресса не давала ей покоя еще долго и ей пришлось сменить имя, чтобы жить спокойно. Линда ЛеКлэр стала ярчайшим символом борьбы за сексуальную свободу в 60-х.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/251222/55061/
0 комментариев