10 вещей, которым тебя может научить Петр Первый
Эпоха Петра Великого не зря считается важным историческим водоразделом. После нее Россия стала одной из важнейших держав Европы и мира, завоевав себе славу на полях боя и дипломатии. Во главе глобальных преобразований стоял сам российский царь, а в конце жизни — император Петр Первый, чья личность настолько многогранна и всеобъемлюща, что охватить ее в двух словах никак не получится.
Но кое-что сказать можно — у самодержца имелся колоссальный жизненный опыт. Отвратительные мужики заточили гусиные перья и поправили треуголки, чтобы рассказать вам про десять вещей, которым можно поучиться у Петра Первого.

Материал подготовлен при поддержке организаторов фестиваля «Праздник Петра Великого», что пройдет 1-2 марта 2025 года в Митино. Ежели изволите по-настоящему напитаться духом эпохи лихих царедворцев и масленичных балаганов, то не смейте пропустить!
Превращай забавы в крышесносные проекты
Во времена регентства царевны Софьи в 1682-1689 годах, Петр с матерью проживал в селе Преображенском под Москвой, где рос и учился, а также предавался всяческим увеселениям.
Однажды десятилетнему Петру привезли из Нюрнберга золотых солдатиков. Мальчик был настолько очарован ими, что захотел себе настоящих. Ему собрали беспоместных и мелкопоместных дворян, а в качестве офицера-инструктора предоставили Франца Лефорта, который стал одним из ближайших сподвижников царя на долгие годы.

Из военных игр с этими «потешными» полками родились Преображенский и Семеновский полки, с которыми Петр проводил тренировки по западному образцу. Именно они позднее сыграли важнейшую роль в низложении царевны Софьи, подавлении Стрелецкого бунта 1698 года и героически показали себя во время разгрома под Нарвой 1700 года, став гвардейским ядром всей нарождающейся русской армии.
В другой раз маленький Петр нашел в селе Измайлово ботик, на котором отец Алексей Михайлович катал матушку будущего самодержца, Наталью Кирилловну. Вместе с голландскими мастерами Петр отремонтировал кораблик, и, прокатившись на нем по Яузе, буквально заболел морем. В дальнейшем из этого детского увлечения вырос весь российский флот, знаменитый многими славными победами.
Не зевай и будь готов поймать удачу за хвост — даже во сне
Петр всегда прекрасно чувствовал момент и быстро реагировал на изменения обстоятельств. Ярчайшим примером этого стал второй Азовский поход 1696 года, когда русские войска осадили турецкую крепость Азов, долго и бесперспективно осыпая ее бомбами. Захватить ее в итоге помог случай.

В один из дней осады запорожские и донские казаки принялись грабить богатое предместье рядом с крепостью. Турки, наблюдая это со стен, бросились защищать добро и погнали казаков. За своих вступились русские солдаты, и тут кто-то пальнул из пушки.
Спавший после полудня Петр вскочил и в одном исподнем выбежал из палатки, думая, что турки ворвались в лагерь. Заметив бой, он приказал всем силам поддержать атаку, и наши войска загнали врага на стены. Но к тому времени стемнело, поэтому штурмовать город царь не решился. Зато отправил парламентера с предложением сдаться — что турки под впечатлением от пережитой яростной сечи на следующий день и сделали.
Не бойся прикинуться дурачком — особенно, с другими дурачками
Петр был не только серьезным политиком и стратегом, но и выдающимся авантюристом. И умел этот авантюрный склад характера применить на пользу дела. Так, отправившись в Великое посольство 1697-1698 годов, он заехал в Ригу — в те времена шведскую. Петр хотел свободно побродить по городу, во избежание ненужных церемоний, поэтому отправился туда инкогнито.

Прикинувшись незнающим местных порядков обывателем, царь взял бумагу и карандаши, вышел за ворота Риги, сел на пригорок и принялся зарисовывать крепость, по сути, производя разведку укреплений.
Шведский часовой обнаружил Петра и потребовал прекратить пленэр, но тот сделал вид, что не понимает. Тогда солдат без лишних вопросов выстрелил в сторону царя из фузеи (кремневого ружья), после чего арестовал его. Тут уже Петру пришлось раскрыть себя и вызвать послов, чтобы те замяли дело. Но главное — Петр запомнил планы крепости, а сам инцидент использовал как один из поводов для начала Северной войны.
Прокачивай навыки и не бойся дать в морду отвлекающим балбесам
Продолжая рассказ про Великое посольство стоит заметить, что помимо поиска союзников для войны с турками, Петр искал и еще кое-что важное — мастеров. Царь хотел создать мощный флот и новую армию, поэтому отправился в передовые города Голландии и Англии. Там он не только находил ремесленников, но и сам учился ремеслу кораблестроителя и оружейника. Петр хотел разбираться во всех процессах, чтобы при строительстве уже русских кораблей голландские мастера не могли его обмануть.

Обучение шло непросто. Царь не только трудился как обычный рабочий, также ему иногда приходилось отбиваться от зевак, приходивших поглазеть на трудящегося самодержца. Однажды в голландском городе Саардам дети закидали его сливами (а по другой версии, грязью), и Петру пришлось спасаться в таверне. А один из зевак так допек, что Петру пришлось избить его кулаками. Толпа была в восторге — побитого поздравляли как получившего посвящение в рыцари, ведь его коснулась рука самого царя.
Будь хитрым тактически и мудрым стратегически
Царь Петр во время Северной войны со шведами путем проб и ошибок создал великолепную армию по современному западному образцу. Использую гвардейские полки как основу, он постепенно превращал бывших крестьян и мещан в настоящих солдат. Причем вооружал их как лучшим голландским оружием, так и тем, что начали создавать уже на наших мануфактурах.

Кроме пехотинцев-фузилеров с багинетами, а позже — и штыками, в армии были гренадеры (метатели ручных гранат) и стрелки, вооруженные мушкетонами. Это было укороченное ружье с раструбом для стрельбы картечью в упор. Но самыми необычными были солдаты, вооруженные ручными мортирками. Их оружие выглядело как короткая и небольшая мортира с прикладом. Стреляли из них гранатами, упирая приклад в землю или в специальное седло.
Пехота и драгунская кавалерия противостояла шведам во время знаменитой Полтавской баталии. И именно в ней наиболее ярко проявился стратегический гений Петра.

Шведы к тому моменту считались непобедимыми. Понимая это, царь старательно готовился — на пути шведской армии русские сожгли деревни, а крестьян с провиантом увели. Еще сильнее ухудшилось положение шведов, когда русские смогли перехватить и разбить корпус генерала Левенгаупта в битве при Лесной 28 сентября 1708 года, лишив Карла XII боеприпасов и провизии.
Перед Полтавской битвой 27 июня 1709 года было создано мощное численное превосходство. У шведов было 2 пушки и 34 тысячи солдат, Петр имел 70 орудий и 64 тысячи войск. Более того, царь пошел на хитрость, спровоцировав шведов на нападение. Он отправил к ним немца-перебежчика, который рассказал о приближающейся союзной калмыцкой орде, после чего Карл XII решился на атаку и в кровопролитном сражении был наголову разбит. В этом, без сомнения, была заслуга стратегического гения Петра.
Ничего не бойся и храбростью вдохновляй других
Петр не только умел стратегически мыслить, но и неоднократно подавал солдатам пример храбрости, лично участвуя в сражениях. Во время первого Азовского похода он участвовал в битве с турками, где и принял боевое крещение. В мае 1703 года Петр вместе с Меньшиковым участвовал в абордаже, захватив два шведских судна. Позже, 27 июля 1714 года, царь брал на абордаж корабли при Гангуте, где случилась первая серьезная победа русского флота над шведским.

Во время Полтавской битвы, когда шведские войска прорвали линию русских и захватили несколько орудий, Петр лично возглавил контратаку второго батальона Новгородского полка и отбросил врага.
Научись зарабатывать даже на полной фигне
Долгая Северная война требовала денег, поэтому Петру пришлось идти на максимальные ухищрения. Для начала он забрал под контроль государства церковные земли и имущество, затем стал брать налоги за исполнение церковных ритуалов (поминки, крещение, венчание), после чего обложил налогом производство гробов.
Далее под грозные очи царя попали владельцы бань, так как их посчитали предоставляющими оздоровительные услуги и также принудили к уплате налога. Но, конечно, самым известным побором был налог на усы и бороду.

Все, кто хотел носить на лице растительность по старорусскому обычаю, платили деньги и получали специальный знак, после чего год могли красоваться роскошными бородами. С насаждением этих налогов возникали эксцессы. Некоторых бояр Петр брил лично, используя трюк. Царь вызывал знатного боярина к себе в палату и предлагал ему кубок вина. По традиции это было огромной честью. Когда боярин наклонялся, чтобы взять его, из-под стола выскакивали двое карликов с ножницами и отрезали бедолаге бороду. После чего Петр предлагал в утешение находившемуся в шоке человеку выпить тот самый кубок.
Умей работать руками и будешь в авторитете
Петр продолжал работать руками всю жизнь. Он любил столярничать и даже делал стулья. При этом он был минималистичен в обиходе и даже старался не тратить на себя бюджетные деньги. Однажды, когда подметка на его сапогах совсем износилась, Петр пошел в мастерские в Петербурге и целый день работал там как обычный мастер, после чего на полученные за работу копейки купил себе новую подметку.

Любил царь и лекарское дело, особенно проводить хирургические и стоматологические операции. Да так любил, что придворные старались скрывать от Петра свои хвори, опасаясь, что он начнет их лечить. После Петра осталась коллекция из 73 вырванных лично царем зубов. И отнюдь не все были гнилыми, немало среди них оказалось и здоровых.
Круши преграды, даже если против тебя весь мир
Петр всю свою жизнь шел против опостылевших традиций и сам менял устои общества. Однажды это особенно ярко проявилось из-за женщины.
Марта Скавронская, позже ставшая императрицей Екатериной I, была самого низкого происхождения. Точно неизвестно, но явно из крестьян или мещан. В 1702 году при взятии Мариенбурга ее приметил граф Шереметев и взял к себе в качестве любовницы. После ее забрал себе Меншиков, поссорившийся с Шереметевым, а уже от него она попала к Петру.

Марта была хороша собой и кротка нравом — только она могла успокоить царя во время приступов ярости. Позже Петр не только женился на ней, безродной женщине, но и признал ее детей, родившихся вне брака (одной из них была будущая Елизавета I). А в 1724 году он короновал Марту, и та, теперь Екатерина, стала императрицей.
Но не стоит слишком умиляться этой истории. Есть в ней и подводные камни. Сам Петр не гнушался заводить себе любовниц, а вот появления любовника у Екатерины вынести не смог. Узнав о ее связи с Виллимом Монсом, братом одной из своих бывших любовниц, царь рассвирепел, обвинил его во взяточничестве и приказал отрубить голову. При этом царь потребовал, чтобы Екатерина наблюдала за казнью, а голову несчастного Виллима было приказано заспиртовать.
Оставайся Великим даже на смертном одре
Петр многое сделал, и даже на смертном одре он продолжал думать о будущем страны. У него уже давно прогрессировала почечнокаменная болезнь, а после того, как он застудился в ноябрьской воде (по легенде, спасая лодку с солдатами), боли обострились. После чего царя разбил инсульт, и он умер 28 января 1725 года.

Но даже мучаясь от боли, Петр работал над проектом Академии наук, представленным Сенату еще в 1724 году. Она была открыта в 1725 году уже императрицей Екатериной I после смерти мужа.
Петр I был сложной личностью, как и все великие люди. Но он был глыбой, настоящим титаном, у которого есть чему поучиться не только правителям, но и нам, скромным простолюдинам, и сегодня пожинающим плоды его деяний.
0 комментариев