Главные факты о новой ракете «Буревестник» с ядерным двигателем

5 октября Россия успешно испытала межконтинентальную крылатую ракету «Буревестник» с ядерной силовой установкой. Рассказываем, почему это важно.

«Буревестник» — межконтинентальная ракета нового типа. Насколько можно судить по данным из открытых источников, у нее газотурбинный двигатель, газ для которого (воздух) нагревает ядерный реактор. Это значит, что запас хода у ракеты практически неограниченный. С технической точки зрения она способна годами летать вокруг земного шара. Износ частей ракеты наступит раньше, чем реактор выработает горючее.

1. «Буревестник» экологически корректен. Ну, почти — до взрыва боеголовки

Семь главных фактов о новой ракете «Буревестник» с ядерным двигателем
 

Американцы давно называют «Буревестник» летающим Чернобылем, что в корне неверно. В полете эта ракета угрозы для окружающей среды не представляет.

Дело в том, что в «Буревестнике» установлен реактор на быстрых нейтронах. Это без вариантов, иначе невозможно было бы достичь компактности. Такой реактор сложнее обычного, на тепловых нейтронах, но намного эффективнее.

В процессе работы двигатель «Буревестника» не дает радиоактивных выбросов: он работает по замкнутому циклу, а первым контуром охлаждения в нем обычно служит натрий. Во время испытаний «Буревестника» иностранные службы мониторинга не отметили никаких выбросов радиоактивных изотопов. Если бы отметили, шум бы стоял страшный.

А еще при перегреве цепная реакция в таком агрегате останавливается сама из-за расширения топлива. Быстрые нейтроны просто перестают попадать в ядра урана.
И разрушение внешнего контура при перегреве тоже маловероятно.

Так почему Штаты так возмущаются? Тому есть причина.

2. США делали ракету с ядерным двигателем еще в 1960-х, но — «грязнyю»

Семь главных фактов о новой ракете «Буревестник» с ядерным двигателем
Прототип «грязной» ядерной силовой установки «Плутон»
 

Над экспериментальной ракетой под названием «Плутон» в США работали в 1964–1967 годах. Она должна была получиться огромной: одна только силовая установка, которую успели сделать, не на всякий грузовик уместилась бы. Зато — сверхзвуковой: максимальная скорость ожидалась в 2,8 Маха.

Однако воздух у нее проходил прямо через активную зону, так что вынос радиации наружу был значительный, что даже делало испытания нежелательными. Кроме того, на подготовку реактора «Плутона» к запуску уходили часы. В общем, все решили, что ветвь тупиковая.

3. Ядерный двигатель «Буревестника»: реактор плюс газовая турбина

«Буревестник» — межконтинентальная ракета нового типа. Насколько можно судить по данным из открытых источников, у нее газотурбинный двигатель, газ для которого (воздух) нагревает ядерный реактор. Это значит, что запас хода у ракеты практически неограниченный. В принципе, реактор на быстрых нейтронах способен работать без дозаправки десятилетиями. С ним эффективность использования топлива вырастает на порядок — с 3 до 30%. А КПД может достигать 55%! Так что ракета с таким двигателем могла бы годами летать вокруг земного шара. Износ частей ракеты наступил бы раньше, чем реактор выработал горючее. Другое дело, что в этом нет смысла.

Семь главных фактов о новой ракете «Буревестник» с ядерным двигателем
Снимок экрана видео Минобороны от 2018 года. Как сейчас выглядит «Буревестник», неизвестно
 

4. Слабое место «Буревестника» — дозвуковая скорость

Увы, «Буревестник» — ракета дозвуковая, что делает ее уязвимой для современных систем ПВО. Так зачем она тогда нужна при наличии гиперзвуковых межконтинентальных «Сарматов»?

5. Сильные стороны «Буревестника» — цена и компактность

Эксперты считают, что новая ракета может стоить несколько миллионов долларов, в отличие от баллистического «Сармата», постройка которого обходится, по нашим подсчетам, минимум в 100 миллионов. Даже обычная межконтинентальная баллистическая ракета стоит около того.

Это значит, что «Буревестников» можно сделать много. Настолько много, чтобы перекрыть возможности систем ПВО потенциального противника. И в отличие от обычных крылатых ракет большой дальности, которые требуют большого количества топлива, «Буревестники» компактны. Опять же они не требуют пусковых шахт, так что их можно разместить на огромном количестве скрытых площадок.

6. «Буревестник» — оружие возмездия

Атаковать противника с помощью большого количества дозвуковых ядерных ракет — дело вроде бы бессмысленное. Он все равно успеет запустить в ответ баллистические. А вот уже после обмена ударами баллистических ракет прилет тысячи «Буревестников» может нанести окончательный урон. Так что их рассматривают как элемент системы сдерживания.

7. Двигатель «Буревестника» — новый рубеж прогресса

Семь главных фактов о новой ракете «Буревестник» с ядерным двигателем
Подлодка проекта «Лира» с реактором на быстрых нейтронах. Максимальную скорость в 42 узла (почти 78 км/ч) она набирала с места за минуту
 

Сейчас в мире есть два работающих реактора на быстрых нейтронах. Оба в России, на опытной Белозерской АЭС.

Были попытки применять реакторы такого типа на подводных лодках — и у нас, и в США. Дело не пошло, силовая установка была слишком капризной.

Есть проекты гражданских компактных АЭС на быстрых нейтронах, но компактность их весьма относительная: это несколько фур или железнодорожных вагонов. Если окажется, что мини-реактор «Буревестника» стабильно работоспособен и действительно безопасен, этак и до летающих автомобилей с заправкой раз в 30 лет можно цепочку построить.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +31

1 комментарий

avatar
Интересно. а поезда на таком двигателе автоматические реально сделать?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.