Уникальный даже в мировой практике - советский проигрыватель Высшего класса "Корвет" 1978 года
За необычную конструкцию проигрыватель называли «космическим», «плодом инопланетных технологий». Как же советским конструкторам, в середине 70-х годов, удалось сделать проигрывать не имеющий аналогов в мире?
Весь секрет в том, что в группе разработчиков удачно сошлись огромный энтузиазм и большой опыт в создании точных приборов для океанографии. Руководил группой Анатолий Маркович Лихницкий - радиоэлектронщик высочайшего класса, да к тому же обладавший фундаментальными теоретическими знаниями.
Благодаря его математическим расчетам и была выбрана оптимальная конструкция тонарма проигрывателя «Корвет ЭП-003». Коллеги в шутку называли конструкцию «яйцо Лихницкого». Анатолий Маркович знал об этом, но не обижался.
Для чего понадобилась такая «космическая» конструкция тонарма? Грампластинки в процессе производства и эксплуатации приобретают волнистость, не заметную для глаз, но сильно влияющую на качество воспроизведения, что особенно заметно на аппаратуре высшего класса. Тонарм Лихницкого лучше всех других конструкций тонармов нивелировала искажения вызванные волнистостью грампластинок.
Зачем тонарму такой шар? Титановый шар, подвешенный в сферической полости и заполненный вязкой жидкостью выполняет роль демпфера резонансных колебаний ультранизких частот. Для максимального снижения трения в осях применены магнитные опоры и призмы. Такие технические решения, для бытовой техники того времени вообще был нонсенс, но не для конструкторов НИИ „Морфизприбор”. После триумфа «Бриг-001-стерео» в 1974 году, ребятам разрешалось воплощать самые смелые идеи.
Даже диск проигрывателя имел свой необычный дизайн в виде трилистника. Это была вынужденная мера из-за высокого тонарма. Диск жестко скреплялся с ротором тихоходного двигателя постоянного тока, управляемого электронным коммутатором.
Специальная головка «ГЗМ-018 Корвет» с бериллиевым иглодержателем и с алмазной иглой, имело массу подвижной системы всего 0,8 мг.
Надо отдать должное дизайнерам-все элементы проигрывателя выполнены просто «на отлично».
В 1978 году началось серийное производство на Кировском заводе «Ладога», под Ленинградом. Даже зарубежные покупатели, избалованные богатым ассортиментом, с восторгом приняли появление этого проигрывателя. Обладать парой «Корвет ЭП-003» + «Бриг-001-стерео» было вообще вершиной грез.
С 1983 года завод перешел на выпуск модели «Корвет-038-стерео».
6 комментариев
Ну а вот здесь действительно космические технологии:
Кратко о аппарате.
В этой «самой навроченной и компьютеризированной вертушке в мире», использована (впервые в мире – и больше нигде не применявшаяся) система поиска абсолютного центра пластинки. Сканирование работает на базе сдвига двух опорных дисков (основной – стеклянный) и системы трекинга – таким образом, после начала проигрывания Nakamichi TX-1000 определяет реальный разбаланс пластинки, компенсирует его и центрирует пласт именно так, как необходимо в идеале. Простейшие расчеты показывают, что это исключительно важно – например, представим, что мы слушаем диск на песне, отстоящей на 75 мм от центра. Скорость стилуса (33 1/3 оборотов в минуту) – 261,8 мм/с. Ошибка центровки пластинки даже на 0,5 мм (разболтанное из-за использования отверстие, неверное сделанное фабричное отверстие) равна разбросу скоростей стилуса: от 260,1 до 263,5 мм/с! Грубо говоря, каждый 0,1 мм такой ошибки дает 0,13% ошибки скорости. А мы тут боремся с резонансами – когда простейшая стабильность хода звукоснимателя может нарушаться в таких пределах!
Всего с 1983 по 1987 г. было выпущено 5 000 таких вертушек, производство их Эцуро Накамичи организовал не на своем заводе (где производился тоже легендарный проигрыватель Nakamichi Dragon – кстати, оцените разницу в ценах: Dragon продавался в США за $2 000, TX-1000 – за $8 000) – а на мощностях Micro Seiki.