Важные даты из истории Sukhoi Superjet

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet

12 июля 2024 года в Подмосковье потерпел крушение самолет Sukhoi Superjet 100, летевший с завода Луховицы во Внуково — это был тестовый полет после ремонта. По словам очевидцев, самолет разбился между деревнями Апраскино и Малое Карасево в районе Коломны Московской области. Перед крушением борт подал сигнал бедствия. Пилоты пытались вывести лайнер на аварийный круг, чтобы сбросить топливо, но не успели — самолет упал.

Вспоминаем важные даты в истории самолета.

11 дат в истории SJ-100 

21 год назад, 12 марта 2003 года, были объявлены результаты конкурса Росавиакосмоса по созданию регионального самолета. Победителем стал совместный проект «Сухого», «Ильюшина» и «Яковлева» — Russian Regional Jet (RRJ). Он включал три модели: RRJ-60, RRJ-75 и RRJ-95. Цифры означали примерное число мест в каждой версии. Ему проиграли Ту-414  и М-60-70 опытно-промышленного завода им. Мясищева.

По итогам тендера компания «Гражданские самолеты Сухого», образованная специально для создания RRJ, получила от государства эквивалент 120 миллионов долларов на продолжение разработки. Полная стоимость проекта оценивалась в 600 миллионов долларов, и остальные деньги надо было искать на стороне.

Проект изначально был задуман как международный с использованием импортных комплектующих. Во-первых, в России тогда многое не производили; во-вторых, использование продукции известных поставщиков ускоряло и упрощало процесс сертификации. А новый самолет планировали продавать за рубежом — одного российского рынка было недостаточно, чтобы окупить затраты.

На первых этапах был привлечен даже Boeing, но его роль ограничилась консалтингом. Также считается, что сотрудничество с одним из ведущих авиапроизводителей мира придавала проекту вес на рынке. Точно известно, что название Russian Regional Jet предложил исполнительный директор Boeing Фил Кондит, и даже известна дата, когда это произошло: 13 апреля 2001 года, пятница.

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet
Презентация нового российского ближнемагистрального самолета «Суперджет-100» компании «Сухой» на заводе компании. Россия, Комсомольск-на-Амуре. 27 сентября 2007 года

В 2006 году по настоянию французских и итальянских партнеров его переименовали в Sukhoi Superjet. Название «Сухой» в мире известно довольно хорошо, хотя и благодаря совсем не пассажирским самолетам.

20 лет назад, в июле 2004 года, начало работу совместное предприятие  PowerJet, созданное для производства двигателя SaM-146 для RRJ. Французская Snecma разработала и производила «горячую» часть (грубо говоря, ту, где происходит сгорание топлива и преобразование энергии в механическую энергию вращения), систему управления и некоторые другие элементы, а также общую сборку. НПО «Сатурн» отвечала за турбину низкого давления и вентилятор.

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet
Powerjet SaM-146 на выставочном стенде в холле Сингапурского авиасалона 2010 года

Вскоре оба участника СП сменили название и статус: Snecma в 2005 году объединилась с Sagem и образовала Safran, а «Сатурн» в 2008-м вошел в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

В 2008 году двигатель был готов, начались его испытания. В 2010 году они завершились, и двигатель получил европейский сертификат.

В первые годы SaM-146 показал себя не очень надежным: при расчетном сроке службы 8000 часов он часто выходил из строя уже после 4000 часов, а то и после 2000. Проблемы, как правило, были именно в «горячей» части. Это  приводило к простою самолетов. Окончательно Safran решила эту проблему к 2019 году.

Возможно, с этим связано то, что европейская авиационная администрация в конце 2018 года сертифицировала несколько модификаций SaM-146 по нормативам ETOPS-120, то есть самолет с такими двигателями имеет право летать по маршрутам в 120 минутах полета с одним работающим двигателем от подходящего для них аэропорта.

16 лет назад, 19 мая 2008 года, SSJ100 совершил первый полет. К этому времени стало известно о планах других авиапроизводителей по созданию близких по характеристикам самолетов.

В 2005 году канадская Bombardier объявила о намерении создать серию С из двух моделей — на 110 и 130 мест. Как и «Сухой», канадцы решили сделать фюзеляж пошире и разместить по пять кресел в ряду. Планируемое начало серийного выпуска — 2013 год.

В январе 2006 года проект закрыли, но через год запустили снова.

В 2007 году японская Mitsubishi Heavy Industries сообщила о планах постройки первого с 1962 года японского авиалайнера (бизнес-джеты они уже выпускали) Mitsubishi Regional Jet. Короткая версия на 76 мест и длинная на 88, салон более узкий, чем у серии С и SSJ, четыре кресла в ряду. Из новых технологий — крыло из углепластика. Окончание сертификации было запланировано на 2012 год.

SSJ тем временем становится популярным: на конец 2007 года был принят 71 заказ, а после первого полета на авиасалоне в Фарнборо в июне 2008 года были заключены предварительные контракты еще на 30 самолетов. 

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet
Кабина самолета Sukhoi Superjet 100. Россия, Нижний Новгород. 17 июня 2011 года

13 лет назад, 21 апреля 2011 года,  начались регулярные полеты SSJ-100. Первой их стала выполнять стала армянская авиакомпания Armavia.

В июне к ней присоединился российский «Аэрофлот». Он заказал 30 SSJ-100 и получил первые 10 самолетов в упрощенной комплектации Light (в частности, без индивидуальных вентиляторов для пассажиров).

Поставки задержались: по плану «Аэрофлот» должен был получить «Сухие» в конце 2008 года. Такие задержки — обычное дело для новых моделей, особенно для современных.

12 лет назад, 9 мая 2012 года, демонстрационный полет SSJ в Индонезии закончился трагически: самолет врезался в гору на острове Ява. Погибли все 45 человек на борту, включая 8 сотрудников ГСС.

Официальное расследование пришло к выводу, что причиной катастрофы стало стечение нескольких обстоятельств, и обвинений никому предъявлено не было. Пилоты по неизвестной причине игнорировали сигналы о сближении с поверхностью, а диспетчер считал, что он видит на радаре другой «Сухой», истребитель Су-30 местных ВВС, а лайнер летает в другой зоне.

Но самолет в этом точно не был виноват.

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet
Место крушения российского самолета «Сухой Джет-100» на контурной карте гор Салак и Халимун в Сидаху на Западной Яве, Индонезия, 10 мая 2012 года

Катастрофа в демонстрационном полете редкость, но не уникальное явление: в 1988 году, через полтора года, примерно при таких же обстоятельствах разбился один из первых Airbus A320. Правда, со значительно меньшим числом жертв: погибли 3 человека из 136. Виновными были признаны пилоты и организаторы полета, которые получили сравнительно небольшие наказания (максимум 10 месяцев для командира).

11 лет назад, 21 июня 2013 года, первый SSJ100 был доставлен мексиканской авиакомпании Interjet. Контракт был заключен в 2011 году, он включал твердый заказ на 20 машин и опцион еще на 10.

Interjet получил 22 самолета и стал самым крупным зарубежным покупателем SSJ. В 2019 году появилась информация о том, что компания испытывает финансовые трудности, а в декабре 2020 года она остановила свою деятельность. SSJ составляли примерно треть ее флота, в котором были также 50 А320 и 12 А321. Недавно появилась информация о распродаже ее имущества. SSJ остаются в залоге у международного консорциума банков, в число которых входит российский ВЭБ, однако вернуть их в условиях санкций практически невозможно.

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet
Sukhoi Superjet 100-95B Брюссельских авиалиний, 2017 год

Семь лет назад, в июне 2016 года, начались поставки SSJ первому европейскому клиенту — ирландской авиакомпании CityJet. Контракт стоимостью более миллиарда долларов предусматривал поставку 15 самолетов.

В итоге CityJet получила семь машин: три — в ее окраске, а четыре — в ливрее бельгийской Brussels Airlines, которой она сдавала самолеты в «мокрый» лизинг, то есть вместе с экипажем.

Из-за проблем с доставкой запчастей самолеты часто простаивали, бельгийцы в итоге отказались от SSJ, и CityJet в 2019 году объявил о досрочном прекращении контракта и возврате «Сухих».

Шесть лет назад, в марте 2018 года, президент одобрил предложение о создании укороченной версии SSJ-75. Запрос на такой самолет ранее сделала крупнейшая частная авиакомпания России — S7. Ей были нужны самолеты с уменьшенной взлетной массой для полетов по малозагруженным направлениям, чтобы экономить на сборах аэропортов.

Это было бы в своем роде возвращение к истокам: 75-местная версия была в проекте RRJ. Главное, новая модификация должна была получить больше российских комплектующих.

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet
Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Страсбурга, Франция 5 октября 2017 года

Однако S7 решила расширить парк бразильских Embraer, а замещать импортные комплектующие стали на уже освоенном SSJ-100. Через пару лет проект конкретизировался, и его стали называть SSJ NEW. Российские производители приступили к созданию аналогов различных систем для замены зарубежных. В 2019 году, например, началось проектирование двигателя ПД-8 на замену SaM-146.

Пять лет назад, 5 мая 2019-го, произошла самая резонансная катастрофа SSJ100. Рейс «Аэрофлота» попал в грозу, из-за нескольких ударов молний система управления переключилась из автоматического режима в ручной, и капитан решил вернуться в Шереметьево без выработки топлива. При посадке самолет несколько раз ударился о полосу, из-за многократного нерасчетного превышения нагрузки шасси разрушились и повредили баки. Возникший после этого пожар стал причиной гибели 40 пассажиров и бортпроводника из 78 человек на борту. Виновным был признан КВС, которого приговорили к шести годам колонии.

Критики SSJ-100 указывают на то, что разрушение шасси не должно приводить к повреждению топливных баков, а число аварийных выходов недостаточно для быстрой эвакуации. Их оппоненты возражают, что ни один самолет не рассчитан и не может быть рассчитан на такие перегрузки, размеры же и расположение аварийных выходов обеспечивают эвакуацию 110 пассажиров, а SSJ-100 «Аэрофлота» рассчитаны на 87 мест.

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet
Инженер «Сухого» машет рукой перед корпоративным авиалайнером Sukhoi Superjet 100, запечатленным за два дня до официального открытия Московского международного авиасалона МАКС-2021 под Жуковским, к юго-востоку от Москвы, Россия

Три года назад, в октябре 2021 года, компания Mitsubishi объявила об окончательном прекращении программы регионального самолета, к этому времени переименованного в Mitsubishi SpaceJet. Общие расходы на программу составили около 1 триллиона иен, что эквивалентно примерно 9,6 млрд долларов. Было построено восемь самолетов.

Стоимость разработки и запуска в производство SSJ в начале программы оценивали примерно в 600 млн долларов, в 2013 году Михаил Погосян, в то время глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), оценивал затраты на проект в 2 млрд долларов.

По более поздним самым пессимистическим оценкам, в проектирование и организацию производства SSJ, включая создание и выпуск SaM-146, было вложено 7 млрд долларов. По сравнению с японцами, которые не дошли до стадии производства, у наших — явная экономия.

Два года назад, в декабре 2022 года, начались испытания двигателей ПД-8. По плану серийное производство нового двигателя должно начаться в 2024 году, как и самого обновленного «Суперджета» (к этому времени в большинстве публикаций из названия самолета уже исчезает слово «Сухой»).

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet
Российский самолет SSJ-100 с импортозамещенным оборудованием во время выполнения первого полета в Комсомольске-на-Амуре, 29 августа 2023 года

В прошлом году первый «Суперджет-100» с российскими узлами и системами был готов к июню 2023 года, 14-го числа начались его испытания. И вот 29 августа он совершил первый полет продолжительностью 54 минуты, поднявшись до высоты около 3000 метров и развив скорость до 343 км/ч. В нем заменены на российские около 40 систем и агрегатов. Но пока используются прежние двигатели совместного производства, ПД-8 испытываются пока параллельно, на самолете-лаборатории и стендах.

К этому времени у самолета изменилось и название, теперь в пресс-релизах его называют SJ-100. Строго говоря, это несущественные вариации, так ведь и самолет, по сути, тот же самый. Сменились только поставщики комплектующих. Для тех же Airbus и Boeing совершенно обычное дело ставить на один и тот же тип двигатели разных моделей и разных производителей.

11 важных дат из истории Sukhoi Superjet

 

источник

  • avatar
  • .
  • 0

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.