Главный храм ВС РФ — место русской силы и славы

Это живая связь времён и поколений. Это непрерывность русской истории. Это корни, ствол и листья нашего народа. Это память, гордость и благодарность. Это храм защитников Отечества. Всех и каждого.

Храм буквально вырастает на глазах из нашей русской земли.

Вчера мы всей семьёй ездили в Кубинку, смотреть музей военной техники и посетить недавно построенный храм.

И сразу с женой договорились, что про выставочный комплекс будет отдельный текст, а про храм – отдельный. Потому что так правильно.

Данный текст, как очень особенный, мы тоже экспериментально написали вместе. Если сравнивать с рисунками (а я вижу текст, как узор), то к моей графике Ксения добавляла сочных и насыщенных красок.

Сначала – про храм.

Мы всегда считали, что для того, чтобы составить впечатление о каком-либо месте, нужно увидеть его непосредственно. Посмотреть, пощупать, услышать, прикоснуться, вдохнуть, ощутить. Потому что никакие фотографии или даже видео не передадут всей полноты.

Те, кто за последние месяцы написал тонны гадостей про этот храм – в нём совершенно точно не были.

Во-первых, потому что та чушь, которую они пишут (а мы внимательно ознакомились с частью подобной писанины), не имеет ничего общего с реальностью.

Во-вторых, потому что, побывав там, понимаешь, что это не просто «ещё один храм».

Строить храмы в честь больших знаковых побед – это многовековая традиция православия вообще и российского государства в особенности. Так, к примеру, на Красной площади стоит Покровский собор, который давно стал одним из символов России. Его история известна многим – Иван Грозный попросил талантливого зодчего Барму построить храм в честь взятия Казани. Храм Христа Спасителя воздвигнут на народные пожертвования в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле восхваляет мужество и силу русского народа, проявленные в борьбе с Золотой Ордой.

Таких храмов по всей Руси – великое множество. И спасибо им за то, что хранят память об этих событиях, о сынах русской земли, что сложили головы за её физическое существование, за независимость, за процветание, за суверенитет, за рост и развитие.

Храм Вооружённых Сил несёт в себе идею объединить эту память в одном месте. Но он получился ещё больше, значимее, масштабнее. В нём свились в один мощный ствол все идеи, что питали Россию, что оказывали влияние на её становление в современном виде, что помогали ей расти, развиваться и отвечать на очередные исторические вызовы её существованию.

И поскольку Великая Отечественная война – самая тяжёлая и кровопролитная война в истории, то и храм, посвящённый ней, должен быть особенным и выдающимся.

Поэтому главный храм вооружённых сил – это не просто храм. Это комплекс. Комплекс памяти, состоящий из нескольких частей, неразрывно связанных между собой.

Внешний контур – кольцо, посвящённое Великой Отечественной войне. 1418 шагов к победе. И вы можете (а может даже и должны) эти шаги пройти.

Вид на храм открывается с небольшой обзорной площадки, куда надо взойти по ступеням. Пока поднимаешься по ним, храм буквально вырастает на глазах из нашей русской земли. Тёмно-зелёные стены, словно обросшие мхом, плечом к плечу вросли в землю и встали на века, увенчанные золотыми шлемами куполов. Да, храм этот не про небо, он про землю. И это много раз будет повторяться в архитектуре, в символах и украшениях храма внутри и снаружи.

Спускаясь по ступеням, попадаешь внутрь кольца – и это мемориальный комплекс. Каждая оборонительная или наступательная операция Красной Армии, и информация о братских могилах, с ней связанных. О каждой такой братской могиле – где расположена, сколько человек похоронено.

И ты понимаешь, что война – это не абстракция, не стрелочки на карте. Каждая военная операция – это братские могилы. Это очень много погибших, отданных жизней. Вот они, эти жизни – в этом селе могила, и в этом, и в этом. Вся Россия в них. В могилах, в храмах.

Всё это – наши предки, которые отдали свои жизни, чтобы мы могли жить.

В этом месте даже мой сын, который весь день лазил по военной технике и носился как угорелый, притих, и шёл, прижавшись ко мне.

А дальше… дальше памятник солдатским матерям… и тут я ничего писать не могу, потому что у меня до сих пор комок в горле. Тут снова слово моей жене.

Вы когда-нибудь видели дерево, выгоревшее изнутри от удара молнии? Стоит, расколотое, пустое внутри. Вокруг огрубевшая кора, а внутри пустота. Там, где текли жизненные соки, бьётся лишь ветер в кость.

Так выглядит убитая горем мать, которую как молнией поразило известие о гибели сына, выжгло внутри всё живое, иссушило жизненные соки, оставив лишь огрубевшую оболочку.

Внутри этой полой скульптуры горит вечный огонь – вечный огонь памяти, незатухающая свеча. Мурашки бегают по телу всё время, пока ты смотришь на эту фигуру. Это метафора, застывшая в скульптуре, метафора, интуитивно понятная всем. Найти в себе силы оторвать от неё взгляд непросто.

Считается, что Мать Сыра Земля забирает всю боль себе, всё стерпит. Это не совсем так. Боль не уходит. Её по-прежнему болит. И мы должны забирать у неё эту боль, понемногу, кто сколько может, чтобы прожить её в себе.

Для этого мы должны помнить. И я надеюсь, мы достойно пронесём эту память через свою жизнь и передадим её своим детям.

И только после всего этого можно говорить о храме.

Он прекрасен.

Храм растёт из земли. Чем ближе ты к нему подходишь, тем ярче это ощущение. Стены не гладкие – они все украшены рельефными орнаментами – снова отсылки к древесному стволу. У «корней» – русские воины. Снова ставшие частью родной земли. Это рельефы на стенах, изображающие ратные подвиги наших дедов, отцов, мужей и братьев. На лицах воинов застыло напряжение, волевое усилие, сосредоточение и готовность к смерти. Они стоят у корней этого храма Вооружённых Сил.

Он неканоничен.

Его зелёный цвет успел вызвать у некоторых странных людей бурю возмущения. Но именно такого цвета и должен быть главный храм вооружённых сил.

Цвет ржавой меди. Красный и зелёный. Окровавленное хаки.

Памяти всех погибших за Родину.

Не только в Великую Отечественную, а вообще всех.

Это ещё лучше понимаешь, когда попадаешь внутрь. Где древнерусские витязи в доспехах соседствуют с суворовскими чудо-богатырями и советскими солдатами. Где рядом стоят Александр Ярославич Невский, Александр Васильевич Суворов и Михайло Илларионович Кутузов.

Где выставлена личная икона маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Где фреска, на которой церковь передаёт Красной Армии танковую колонну имени Дмитрия Донского. Где серпы и молоты соседствуют с крестом. Это историческая правда. И это глубоко правильно.

Славянское язычество почитало предков как богов. Русское православие, в общем, не отвергло эту идею, но ассимилировало её в себя. И в этом храме, кажется, сделали акцент именно на ней – рядом с иконами висят советские знамёна. Рядом со святыми – русские прославленные полководцы. И рядом с каноническим святым Александром Невским стоит «неканонический» Суворов. И тоже с нимбом святого.

Оклады икон дополнены такими «мирскими» вещами как кусочек металла первого железного самолёта, серебряная подвеска в виде подковы одного из участников ВОВ. Ведь с точки зрения канона суеверие — грех, но с точки зрения исторической памяти личная вещь русского воина, при жизни даровавшая ему надежду и веру – это свято.

Однако первое, что видишь, заходя внутрь – изображение Христа на тёмно-синем фоне. Оно светится изнутри, оно сделано светом – не краской и не мозаикой, а именно светом. Там, где в традиционных храмах расположен иконостас, а выше всего висят главные иконы, находится такое современное и отходящее от традиций изображение Христа. Но это не перечёркивает традицию, это её развивает.

Вообще понятие святости в храме переосмыслено. Хочется сказать, что оно стало более современным и понятным простому человеку. Но это не вульгарная попытка духовенства стать ближе к простому современному человеку. Нет. Это наш глубинный народ непрерывно создаёт своё русское православие, корнями уходящее в глубину веков, в славянское язычество, где боги и предки плечом к плечу становятся на защиту русской земли.

Так и здесь, небесное воинство стоит плечом к плечу с земными солдатами, защищая врата и не давая аду прорваться в наш мир.

Не религия формирует русский народ, но русский народ рождает религию, наполняя её своими особенными символами и смыслами. И храм не только служит филиалом неба на земле, но и растёт из земли – в небо.

Это живая связь времён и поколений. Это непрерывность русской истории. Это корни, ствол и листья нашего народа.

Это память, гордость и благодарность.

Это храм защитников Отечества. Всех и каждого.

фото — Ксения Роджерс

Александр Роджерс

  • avatar
  • .
  • +18

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.