Единственное условие, при котором русская вакцина победит коронавирус

Статья про то как наши СМИ хайпожорят, а не про то что в заголовке.

Медицинский работник минской городской поликлиники № 28 проводит вакцинацию добровольцев от COVID-19 российским препаратом Спутник V - РИА Новости, 1920, 14.11.2020

Во всемирной хронике пандемии следующие новости: Франция (66 миллионов жителей) сместила Россию (147 миллионов жителей) с четвертого места по числу заразившихся коронавирусом на пятое. Кстати, и пятое место мы можем не удержать — в спину нам дышат Испания и Великобритания. По относительной распространенности вируса на сто тысяч населения они нас уже оставили далеко за флагом, по абсолютным цифрам пока отстают.

Лидер гонки — Соединенные Штаты Америки — недосягаем, он обновил рекорд, достигнув 144 тысяч зарегистрированных заболевших за одни сутки.

Мужчина развешивает плакат с информацией о тестировании на COVID-19 на арене Lille Zenith Arena в Лилле, Франция - РИА Новости, 1920, 12.11.2020

В этой ситуации нельзя не вспомнить, что на днях исполнился год эпохальному документу под названием "Глобальный индекс здравоохранения", подготовленному лучшими экспертами США и Великобритании по заказу Bloomberg и Economist. В нем США и Великобритания поставлены на первые два места в мире по готовности дать отпор эпидемии, если таковая вдруг разразится.

Китай, где недавно в буквальном смысле слова сдали коронавирус в музей (в городе Ухань открыт музей коронавируса), был тогда, год назад, поставлен англо-американскими экспертами на 47-е место. Мы оказались на 43-м — позади Бразилии (девятое место, ныне — третье в мире по заболевшим и второе, после США, по летальным случаям), Франции (13-е место) и Индии (32-е).

… На этом месте хорошие и приятные для нас, чешущие нас за ухом новости кончаются и начинаются несколько менее комфортные.

Число случаев коронавируса в России бьет (пусть и наши собственные, национальные, но все же) рекорды. Число смертей — увы, тоже.

И происходит это в стране, которая одной из первых в мире зарегистрировала и начала производить эффективное противовирусное лекарство (забавно, что созданные на базе японского препарата «Фавипиравира» российские «Арепливир» и «Коронавир» прошли процедуру временной регистрации у нас быстрее, чем в самой Японии — там необходимость спасать каких-то там людей увязла по колено в битве фармгигантов и бюрократии). И первой в мире зарегистрировала вакцину.

Причин, по которым мы, хоть и не возглавили антирейтинг жертв пандемии, все же не повторили в борьбе с коронавирусом блестящий пример Китая (или Японии), множество. Но все они сводятся по большому счету к недостатку того, что на языке эльфов называется тоталитаризмом, а по-человечески — способностью к дисциплинированной мобилизации нации. И государственной, и общественной.

Здание китайского парламента в Пекине - РИА Новости, 1920, 02.11.2020

Наша способность к этой мобилизации оказалась объективно выше, чем в истинно передовых странах, но объективно ниже, чем в КНР. Мысль о том, что национальная дисциплинированность не ограничивается усилиями государства, пишущего нормативы и выдающего указания, а дробится на миллионы персональных ответственностей, у нас подверглась за последние десятилетия изрядной эрозии.

У этой эрозии, конечно, множество аспектов, но особенно хочется выделить одну: медийно-информационную.

Сообщение о том, что вакцина от Pfizer (результаты тестирования которой были — совпадение, конечно — придержаны до выборов в США, пока Байден мочил Трампа за неспособность противостоять COVID-19) имеет эффективность в 90 процентов, было пропущено через отечественные СМИ без малейших следов критического восприятия. Были только восторг, радость и стартовавшие в космос котировки акций.

Офис компании Pfizer в Нью-Йорке  - РИА Новости, 1920, 11.11.2020

Сообщение же о том, что отечественная вакцина Sputnik-V имеет эффективность в 92 процента, потонуло в мелких, казалось бы, новостях о том, что трое медиков на Алтае и один на Кузбассе «заразились коронавирусом после вакцинации». И теми, до кого она дошла, была воспринята в понятном контексте.

Так вот.

Если говорить прямо и не щадя корпоративные чувства, то отечественная «медийка» сливает национальный интерес во имя тупого хайпа.

Соображения «есть горячая тема, будут клики» победили — если им вообще было что побеждать — соображения «постойте, но ведь нам нужно популяризировать наши лекарства и нашу вакцину, чтобы спасти тысячи жизней».

Вернее, не так: идея о том, что СМИ несут ответственность не только перед хайпом, в большинстве медийных голов просто не возникает.

Поэтому в отечественную медиасферу, которая и без того наполнена самыми экзотическими формами жизни начиная от клинических ковид-диссидентов и заканчивая несгибаемыми западофилами, в последние пару дней была вброшена на уровне заголовков идея:

«Люди привились российской вакциной — и она не сработала».

Сотрудники полиции проверяют документы у жителей, гуляющих на Москворецкой набережной в Москве - РИА Новости, 1920, 09.06.2020

Ущерб был нанесен моментальный и непоправимый. Ибо мы живем в мире одноразового восприятия и одноразового же мышления, неспособного на цепочку рассуждений.

Всем плевать, что заражение произошло спустя считанные дни после вакцинации или даже после принятия первой части двухчастной вакцины (при том, что опасность заражения сохраняется недели).

На уровне одноразового восприятия — отлетает все. Включая понимание, что если кто-то говорит про 92 процента эффективности, то это значит, что существуют остальные восемь процентов. Законы хайпа всегда триггерны: либо «да» и все танцуют, либо «нет» и все паникуют и посыпают голову своей страны пеплом.

И вот тут, уважаемые читатели, начинается самое интересное и трагичное.

Эпоха хайпократии, в которую мы имеем сомнительную честь жить, в принципе способствует тому, чтобы медиасфера работала против национальных интересов своей страны.

Ибо хайп, клики, лайки и ссылки в сетях среднестатистический российский медийщик добывает либо из чего-нибудь возмутительного, либо из чего-нибудь оскорбительного. Поэтому новости о зарубежных проблемах, успехах и провалах в борьбе с пандемией проходят у нас без какой-либо эмоциональной наценки и спекуляций. А новости о России обязаны выбивать из читателя искру гнева или страха, «а то читать не будут».

Кстати, это правда. Не будут. Потому что современной нашей публике, боюсь, вообще не приходит порой в голову, что она несет ответственность за то, что усваивает из новостного потока.

К этой статье можно было придумать адекватный заголовок. Например, «Проблема неадекватного отражения борьбы с коронавирусом в российских СМИ». Или: «Индуцированный скептицизм общественности мешает победе над коронавирусом». Или еще что-нибудь в этом роде, никому не интересное.

К этой статье можно было сделать хайповый заголовок. Например, «Стала известна настоящая (или даже капслоком — НАСТОЯЩАЯ) причина второй волны вируса в России».

Грипп везде - РИА Новости, 1920, 10.11.2020

Мы выбрали заголовок, вынужденно балансирующий между правдой и хайпом, — «Единственное условие, при котором русская вакцина победит коронавирус». Потому что это условие действительно есть.

И оно состоит в том, чтобы непрерывно инфицируемые паническим хайпом и безмозглым скептицизмом, не читающие дальше заголовков граждане просто перестали вестись на хайп и панику. И начали читать дальше заголовков.

И поняли бы написанное. И поверили бы в то, что их собственное государство не хочет их ни чипировать, ни истреблять, ни ставить на них печать Антихриста, а тупо хочет, чтобы они выжили, трудились, рожали и растили следующих граждан.

И если оно это делает иногда не на сто процентов эффективно, то это потому, что никто не совершенен (кстати, о своих несовершенствах государство прекрасно знает: в четверг премьер Мишустин потребовал от губернаторов, Минздрава и Минпромторга организовать незамедлительное обеспечение аптек и амбулаторных больных противовирусными лекарствами).

У нас в стране нет таких крутых методов принуждения к сознательному поведению, как у Китайской Народной Республики. У нас нет однопартийной системы, у нас города не закрывают на хардкорный настоящий карантин с завариванием дверей в подъезды. Но Китай, почти полуторамиллиардная нация, принудительно спас от опасной болезни многие миллионы своих граждан, а от смерти — по меньшей мере сотни тысяч.

У нас к принуждению отношение традиционно резко отрицательное. Но у нас по-прежнему есть добрая воля. И это значит, что — хотя мы уже заплатили более высокую, чем Китай, цену за победу над пандемией — в наших силах сделать так, чтобы эта цена не оказалась слишком высокой.

Для этого нашим медийщикам нужно отказаться от хайпа и взять на себя ответственность за то, что и почему они рассказывают гражданам.

А самим гражданам — за то, чему, кому и почему они верят.

  • avatar
  • .
  • +16

Больше в разделе

6 комментариев

avatar
вакцина будет постоянно дорабатываться, но маски
походу, останутся с нами навсегда))
  • Edem
  • 0
avatar
Ты статью не читал.
avatar
Смысл?
avatar
Да прочитай и поймёшь. Смысл про то как и почему СМИ (гос-гос, ага некоторые идиоты считают что у нас есть госСМИ) освещают через жопу, ну.
avatar
ээээ… я то понимаю.)
avatar

Ну подоплека этой статьи, вот этот крик души автора сайта «Сделано у нас»:

В РИА рассказали почему СМИ молчат об успехах России. Но проблема глубже

Ну я, конечно, догадывался, но когда об этом говорит одно из крупнейших в России СМИ — РИА Новости, то тут уже и гадать не о чем.

Если честно, я немного шокирован этими откровениями. Не ожидал такой честной и прямой статьи. Я сейчас говорю вот об этой статье, прочтите её полностью, и сами удивитесь.

Автор статьи Виктор Мараховский. И то что РИА вообще пропустило публикацию такой статьи удивляет, ведь это камень и в их огород тоже.

Виктор Мараховский. Коллаж автора.
Виктор Мараховский. Коллаж автора.

Впрочем, Виктор говорит о том, о чём я уже давно просто кричу, и с чем я давно борюсь.

Именно об этом я спрашивал Путина в 2013 году на Селигере (видео здесь). И это то, о чём я всё время пишу в своём блоге.

Да, нашу картину создают СМИ, а они идут за хайпом, за кликами и лайками.

Вот почему мы так плохо думаем о собственной стране. Но Виктор правильно ставит вопрос: а разве СМИ виноваты, ведь это же вы, читатели кликаете и лайкаете статьи с кричащими негативными заголовками, а СМИ просто вынуждены подстраиваться. То есть, оказывается, виноваты читатели.

Но тут есть всё-таки доля лукавства. А разве нельзя придумать такой же яркий заголовок для позитивной статьи? Мой блог тому пример, что можно получить популярность и охват и при этом писать только о положительных вещах. Всего год назад у меня было 12 тысяч подписчиков, теперь почти 70 тысяч. Аудитория канала — более 1 млн человек, то есть в месяц меня читает город размером с Ростов-на-Дону.

Конечно, это не сравнится с большими СМИ, но и мои возможности не сравнятся с возможностями РИА Новости, верно? Так что не надо всё же перекладывать проблему с больной головы на здоровую. Люди читают то, что вы им предлагаете.

Я воспоминаю круглый стол в Российской Газете, куда меня как-то пригласили, и был там такой режиссёр Михаил Сегал, надо сказать он ни разу не сторонник власти. Но он сказал очень честную и правильную мысль: «Чернуху делать легко, для этого не нужно особого таланта, а вот попробуй сделать что-то позитивное, но то что заинтересует зрителя, вот тут талант нужен. Вот поэтому у нас так много чернухи». Понимаете? Талант нужен! Но что получается, у нас нет талантливых журналистов? Так?

Я уверен, что можно преподносить позитив так, что он будет интересен, так что его будут читать, смотреть и даже искать.

Мне часто говорят, что я занимаюсь пропагандой. Да, да и ещё раз да! Я занимаюсь пропагандой, потому что наше государство ей не занимается. Путин мне тогда ответил на мой вопрос, что он считает неправильным заниматься пропагандой за деньги государства.

В. В. Путин:

Во-первых, конечно, это здорово, что есть люди, такие как Вы, которые это делают. Но я хочу вот что отметить. Есть очень важная вещь: если это делать исключительно за деньги государства и с помощью государства, то доверие к такой информации будет незначительным. Вот в этом весь фокус, понимаете?

Но нельзя же вообще всё на самотёк пускать и надеяться на блогеров типа меня! Да и при чём тут деньги вообще, о них речи вообще нет, речь о том, чтобы создать условия для получения информации.

Да, меня, наконец, стали брать в поездки от Минпромторга, за что огромное спасибо Пресс-службе министерства. Правда расходы на эти поездки не оплачиваются — не положено из госбюджета на это деньги выделять. Не то чтобы я жалуюсь, просто это показатель того о чём я говорю — не положено выделять деньги из государственного бюджета на пропаганду достижений страны, вдумайтесь!

И, конечно, Путин прав: платить за информацию о достижениях страны (пропаганду, назовём вещи своими именами) конечно нельзя ни в коем случае! Это привлечёт всяких прохиндеев. Но государство должно создать систему, в которой получать и доносить такую информацию будет хотя бы несложно, убрать барьеры, сделать получение такой информации понятной и прозрачной, помочь в её распространении. Другими словами, государство должно оказывать всестороннюю информационную поддержку. Я не должен думать хватит ли у меня денег на то, чтобы добраться до того или иного завода. Да и большие СМИ для того чтобы попасть на завод, вынуждены нести расходы, а для того чтобы хайпануть на чернушке достаточно открыть Дзен или Ютуб. Подумайте что они выберут?

Впрочем, я обожаю то, чем занимаюсь. И я буду это делать несмотря ни на что. Вопрос лишь в том, что то, о чём пишет в своей статье Виктор Мараховский так и будет продолжаться, пока не будет чёткой и понятной политики государства в области пропаганды. Виктор прав, виноваты СМИ, виноваты читатели, но требовать и от тех и от других измениться — это наивно. Не будет этого в существующей системе государственной пропаганды. Точнее, в условиях её отсутствия.

И заходите на наш сайт «Сделано у нас»  — там хороших новостей гораздо больше!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.