Как отличить Boeing от Airbus
На самом деле, отличить стоящие в аэропорту Boeing и Airbus несложно, и в сети об этом написано множество статей. Взять хотя бы конструкцию шасси, или форму окон в кабине пилотов, конфигурацию хвостовой части самолетов, двигателей, бортовых аэронавигационных огней на концах крыльев…
Два лидера в области авиастроения конкурируют с 1970-х годов, когда европейский консорциум вышел на рынок в качестве альтернативы американскому гиганту. С тех пор именно Airbus и Boeing являются ключевыми игроками, которые формируют авиапарки мировых авиакомпаний.
Некоторые перевозчики эксплуатируют технику обоих производителей, другие решили полностью сосредоточиться на одном бренде ― Airbus или Boeing. Логика, в том числе, экономические преимущества той или иной модели бизнеса, есть и там, и там. Ведь самолеты Boeing и Airbus, при внешней похожести ― это совершенно разные продукты со многих точек зрения.
1. Кабина пилотов
Одно из основных отличий между самолетами Airbus и Boeing находится именно в кабине пилотов. У лайнеров Airbus вы не увидите классического штурвала. Французский производитель использует вместо него боковую ручку ― консольный джойстик.
Это отражает тот факт, что Airbus стал первым производителем, внедрившим концепцию электродистанционной системы управления Fly-By-Wire — FBW — в серийные пассажирские лайнеры.
В отличие от ручного управления полетом, система FBW преобразует команды от органов управления в кабине пилотов в электрические сигналы. После обработки полученной информации она передается в компьютер, который и определяет оптимальный способ приведения в действие управляющих поверхностей самолета.
Boeing, как правило, придерживается более классического подхода. Все элементы управления лайнером, включая элероны, рули высоты и направления, приводятся в действие привычными механическими элементами управления — в кабине имеются штурвалы, и прочее привычное еще по самолетам времен ВОВ.
Другими словами, если пилоты Boeing теоретически могут попытаться «остановить» самолет на высоте 10 000 метров, их коллегам из Airbus это вряд ли удастся, поскольку компьютер Airbus предотвратит превышение лайнером эксплуатационных пределов.
2. Входная дверь
Присмотритесь к двери при входе в салон самолета, и вы сразу определите производителя. Двери Airbus в открытом состоянии сдвигаются вбок и располагаются параллельно фюзеляжу, а двери Boeing распахиваются по типу обычных дверей на петлях.
Кроме того, для открывания двери в «Боинге» почти всегда требуется повернуть рычаг слева направо, в Airbus же движение рычага осуществляется снизу вверх. Арбузы продуманные — такое движение неестественно, его не сделаешь, случайно уцепившись за рычаг на «воздушной яме».
3. Фирменный знак Airbus: звук «рычащей собаки»
Если вы летали на самолетах линейки Airbus A320 или Airbus A330, на определенных этапах полета вы, скорее всего, слышали звуки, которые похожи на собачий лай. Хотя у каждого, возможно, своя собственная трактовка этих звуков.
В любом случае беспокоиться не о чем. Эти довольно раздражающие звуки в действительности лишь показывают, что гидравлика самолета работает правильно. Так получилось, что необычный шум вызван блоком передачи мощности (PTU) ― гидравлическим насосом, который обеспечивает поддержание минимального давления в гидравлических системах самолета.
У Боингов тоже есть PTU — но там он работает практически бесшумно.
4. Багажные полки
В Аэробусе это коробка, имеющая выпуклую крышку. При открытии крышки сама полка статична, кладем внутрь вещи, закрываем крышку. Всё просто.
Полки боинга устроены иначе, представляют собой бардачки по типу автомобильных, открывающиеся сверху вниз. При открытии крышки, вниз отъезжает вся полка целиком. Разместили вещи, подняли полку до щелчка, полка закрылась.
Зачем понадобилось такое насилие над мозгом — непонятно, ведь объем полки в арбузе больше. Возможно, что инженеры боенха думали, что так будет удобнее класть вещи — их полка в открытом состоянии оказывается как бы чуть ниже, и ближе к проходу. Но зато её надо потом руками поднимать вверх, преодолевая вес поклажи.
5. Больше, чем просто производители самолетов
Чаще всего Airbus и Boeing позиционируются как производители гражданских самолетов. Но на самом деле обе компании предлагают гораздо более широкий спектр продуктов и услуг.
Airbus, например, одинаково успешно работает в секторе коммерческой авиации, вертолетов, обороны и космоса.
Boeing специализируется не только на производстве пассажирских и транспортных лайнеров, но и на создании космических аппаратов, а также реализации оборонных заказов.
Вот вам ответ на вопрос, зачем Airbus активно развивает сегмент рынка, связанный с гражданскими вертолетами ― здесь французский концерн не имеет конкуренции со стороны американского коллеги. А Боинг разве что с начала 1960-х годов производит один из самых популярных военно-транспортных вертолетов в мире ― CH-47 Chinook, но это разработка Пясецкого (Piasecki Helicopter), и это чисто военная машина.
Арбузик делает в год примерно 340 гражданских вертолетов. Это довольно много, бизнес успешен.
PS. Отличить А320 от В737 довольно просто, достаточно подойти к хвостовой части этих самолётов и посмотреть внимательно. Обычно там красуется надпись, выполненная фирменным шрифтом: «AIRBUS» или «BOEING» — и всё становится понятно.
Если посмотреть на конкурентов в профиль, то можно увидеть, что американец заметно ниже француза, крылья имеют чуть больший угол подъема и угол атаки, а нос Боинга острее, чем Аэробуса. Нос Аэробуса более округлый, расположен выше, а крылья имеют не такой острый угол. Здесь можно порассуждать на тему расхода топлива, эффективности полета и так далее.
Из-за разницы в высоте фюзеляжа есть еще одно отличие: при открытии аварийных люков у аэробуса на крыле надуется трап-рампа, помогающая покидать воздушное судно. У Боинга ничего не надуется, пассажиры должны следовать по стрелкам, нарисованным на поверхности крыла и съезжать по закрылкам.
На самом деле одной кабины пилотов достаточно, чтобы всё понять. На Арбузиках всё такое эргономичное, ничего не торчит, везде скруглённые уголки, и даже кнопки сделаны заподлицо с панелью. А на Боинге, например, пилотские кресла так до сих пор и остаются как на бомбардировщиках — клёпаной конструкции из металлического листа и с различными рычагами и барабанчиками по бокам. На Арбузике же мы видим на месте этого пыточного кресла — аккуратную продуманную конструкцию с минимумом острых выступающих углов, всю затянутую в пластик. Подлокотник убирается в свою нишу, на спинке есть отсек для спасательных жилетов. Спинная подушка съёмная, и с ней можно плавать в случае чего. Подлокотник кресла также регулируемый, и его располагают так, чтобы удобнее лежала рука при управлении самолётом (ведь ручка управления сбоку).
И в материале не написали о самом главном отличии, насчёт которого уже много лет идет смертельный баттл между боингистами и арбузниками — о святом столике. Главным отличием Airbus от Boeing, несоменно, является выдвижной столик! У Boeing на этом месте зачем-то растёт большой штурвал, так что ни поесть толком, ни письмо маме написать, ни на ноуте в игрушку порубиться.
Вот он, этот столик. Боенх — шыш, боенх кыш, боенх тохтамыш!
2 комментария