А что вы знаете про глыбовозы?
Очень интересный класс грузовых машин, который внезапно возник в СССР и так же внезапно исчез. В общем-то сфера применения этих самосвалов без кузова была одна – строительство плотин больших ГЭС, где они возили огромные каменные глыбы, которыми перекрывали русла рек. В некоторых местах глыбы добывали в скалах, в некоторых делали вручную, железобетонные. И под эти цели советская промышленность в 1950-ые годы начала срочно выпускать мощные самосвалы. Под катом!
Проблема в том, что в те времена были самосвалы МАЗ-205, которые имели грузоподъемность до 6 тонн. А минимальный вес глыб – около 10 тонн. Тут пригодились советские 10-тонные ЯАЗ-210Е с кузовом-ковшом, но с ними была проблема – огромный вес ломал машины, потому что часто скатывался из-за препятствующего скольжению своей формой кузова. Тогда и придумали плоскую площадку с продольными направляющими.
Чтобы вы понимали, как была поставлена работа в те времена: был объявлен штурм (!!!) по перекрытию Волги, который длился 19,5 часов, в ходе которого было сброшено более 2500 тетраедров и кубов. Но машин катастрофически не хватало. Тогда на помощь пришли чехи и их самосвалы Škoda-706RS, которые с трудом, но могли брать глыбы 8-10 тонн.
Впрочем, белорусские МАЗы тоже поработали. МАЗ-205 хоть и имел проблемы с подъемникам, но активно работал. Нашлась работа и для МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн.
2 комментария