Кладбище самолётов в пустыне, которое зарабатывает в 10 раз больше, чем тратит

Настоящее кладбище самолётов можно найти в штате Аризона в США, в пустыне недалеко от мексиканской границы, прямо возле небольшого городка Тусон. На территории военной базы под названием Дэвис-Монтан долгое время собираются списанные самолёты, которые через какое-то время должны либо утилизироваться, либо… либо сгнить до конца, видимо.
 
Кладбище самолётов в пустыне, которое зарабатывает в 10 раз больше, чем тратит

На самом деле тут не просто место, куда привозят ненужные самолёты и забывают про них. Авиабаза Дэвис-Монтан – один из крупнейших центров подготовки лётчиков штурмовой авиации. Но, как мы понимаем, известна она стала не этим.

11 тысяч квадратных километров отдано специальному подразделению, занимающимся ремонтом и восстановлением аэрокосмической техники (AMARG). Да-да, говорят, где-то тут хранится с десяток космических аппаратов – в космос они полетят вряд ли, но, видимо, для каких-то нужд ещё пригодятся. Иногда здесь можно увидеть и целые поля вертолётов – но всё же самолётов больше.

Кладбище самолётов в пустыне, которое зарабатывает в 10 раз больше, чем тратит

 

Считается, что сегодня на этой огромной площади хранится около 5 тысяч единиц авиационной техники. Вход на базу теперь тщательно охраняется, хотя рядом находится музей, который даже организует автобусные туры по всей этой территории. С заранее разрешённым маршрутом без права отклонения, кончено – но и такое пользуется спросом среди туристов или фанатов авиатехники.

Обычным людям, впрочем, доступны впечатляющие фотографии и спутниковые снимки на Google Maps – там это выглядит более чем впечатляюще, особенно, если наткнуться случайно при изучении карты.

Кладбище самолётов в пустыне, которое зарабатывает в 10 раз больше, чем тратит

 

И, кстати, можно удивиться сравнительно ровным рядам техники, она выставлена довольно аккуратно, а не свалена в кучу, как можно себе представить, когда слышишь сочетание «кладбище техники». Для чего нужна такая аккуратность?

Это связано с тем, что, во-первых, не всё тут ждёт печального конца – бывают самолёты, которые пережидают какое-то время, скажем, до их перепродажи. Часть техники используется в качестве «доноров» для комплектующих и запчастей, и ещё часть – ждут отправки на металлолом, обычно это те, где всё полезное уже снято.

Кладбище самолётов в пустыне, которое зарабатывает в 10 раз больше, чем тратит

 

Считается, что в среднем около 10-20% оказавшихся здесь самолётов потом снова летают – их просто реально ремонтируют, а потом продают, чаще в другие страны. Ремонтируют, думается, как раз с использованием «донорских» запчастей – так что кому-то летать, а кому-то потом ползать. Но с учётом стоимости авиатехники даже на «вторичном рынке» – это отличный бизнес. Формально авиабаза является прибыльной, причём, говорят, весьма — получая раз в 10 больше, чем тратит.

Например, продажа 36 ранее списанных, но приведённых на Дэвис-Монтан в порядок истребителей F-16 в 2012-м году были проданы ВВС Ирака – за сумму более, чем 5 млрд долларов. К слову, и затраты получаются немалые, судите сами.

Кладбище самолётов в пустыне, которое зарабатывает в 10 раз больше, чем тратит

 

Даже если сами самолёты достаются даром, то, как сказано выше, самолёты не сбрасывают в кучу, а развозят по полям – при этом сначала их осматривают, продувают топливную систему, оборачивают в виниловую плёнку, да ещё и красят светлой краской! Для чего, кстати, догадываетесь?

Конечно, для защиты от палящего солнца – пустыня всё же. Собственно, именно потому это место и выбрано для данных целей – здесь очень сухой климат, ведь относительная влажность воздуха в этих районах составляет 10-20% (даже в пустыне Сахара выше). Именно это позволяет избежать той же коррозии металла, которая происходит при условии влажности окружающей среды не меньше 60%.

Кладбище самолётов в пустыне, которое зарабатывает в 10 раз больше, чем тратит

 

В итоге большая часть территории Дэвис-Монтан выглядит скорей как склад гигантской техники: аккуратные ряды, всё «по полочкам», тут ряд бомбардировщиков, тут ряд истребителей, а тут целая полоса вертолётов – и отсутствие у них видимых разрушений. Некоторые после заправки, наверное, могли бы взлететь прямо отсюда.

Только один сравнительно небольшой сектор может «похвастаться» настоящей свалкой – туда свозят «останки» с оторванными крыльями, вырезанными дверями и без всякой технической начинки. Надо ли говорить, что многие именно эту часть считают самой зрелищной и «фотогеничной».

Кладбище самолётов в пустыне, которое зарабатывает в 10 раз больше, чем тратит

 

Впрочем, с земли всю эту красоту могут наблюдать даже жители Тусона – вся база просто обнесена забором и хорошо охраняется, но самолёты видны даже с дороги. А вот с высоты птичьего полёта (и полёта спутника) ряды самолётов разного размера выглядят как наборы детских игрушек на полке безумного коллекционера – как минимум, очень необычно.

  • avatar
  • .
  • +13

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.