Взрывоопасные вопросы (и ответы) о U-2 — не о группе, о самолете

Ну и при чем тут Боно?

10 мая 1960 года в семье Айрис и Брендона Хьюсона из Дублина родился мальчик. Потом он повзрослеет, отрастит волосы, возьмется за гитару и под сценическим псевдонимом Боно организует рок-группу U-2. Считается, что название коллектива навеяно инцидентом с американским самолетом-разведчиком Lockheed U-2, сбитым советской ракетой над Свердловском. Эти событие, случившиеся за несколько дней до рождения Боно, в очередной раз поставило планету на грань мира и войны.

Фото №1 - 8 взрывоопасных вопросов (и ответов) о U-2 — не о группе, о самолете
Вспышка сзади, Фрэнсис! Твоя песенка спета…

Что такое U-2?

Да, прежде всего это высотный самолет-разведчик, а не какая-то рок-группа. Сама идея создания U-2 отражает уровень напряжения в отношениях между СССР и США, сложившийся в 50-х годах. В условиях ограниченных возможностей тогдашней разведки американцы совершенно не представляли масштабов военной мощи Советского Союза. Больше всего в США не хотели повторения сценария Перл-Харбора, когда катастрофические промахи разведки и недооценка противника, привели к катастрофе.

Переговоры о режиме открытого неба — то есть свободном пролете военных самолетов СССР и США над территорией двух стран — ни к чему не привели. И тогда американцы решили построить неуловимый самолет-разведчик. Идея в целом была проста — U-2 должен был летать достаточно далеко (дальность полета первой версии 3500 км), достаточно быстро (около 850 км/ч), но главное очень-очень высоко. Практический потолок разведчика превышал 21 км. На такой высоте до него не могли добраться ни истребители-перехватчики, ни зенитные ракеты, ни даже всевидящие щупальца радаров. Так во всяком случае представлялось в теории.

Фото №2 - 8 взрывоопасных вопросов (и ответов) о U-2 — не о группе, о самолете
Lockheed U-2 во всей суровой красоте

Но разве реально шпионить с высоты 20 км?

Еще как реально! На самом деле съемочную аппаратуру для U-2 разрабатывали раньше, чем сам самолет. Созданная специалистами компании Perkin-Elmer фотокамера считалась настоящим чудом своего времени. Во время тестовых полетов с ее помощью было, например, сфотографировано ранчо тогдашнего президента США Дуайта Эйзенхауэра. Так вот качество снимков, сделанных с высоты 18 км, позволяло сосчитать всех коров на президентском пастбище. Ну а запас пленки в 1800 м позволял самолету-разведчику сфотографировать сплошную полосу шириной в 150 км общей протяженностью 3000 км. В общем все тайное U-2 должен был сделать явным.

Фото №3 - 8 взрывоопасных вопросов (и ответов) о U-2 — не о группе, о самолете
Качество снимков сделанных с U-2 поражало деталировкой

От U-2 была польза?

Конечно, особенно поначалу. Разведывательные полеты U-2 начались в 1957-м — первый очень символично состоялся 4 июля. И очень быстро стало понятно, что, например, истории о сотнях советских реактивных стратегических бомбардировщиков М-4, которыми в 50-е пугали американских детишек — это всего лишь выдумки. По снимкам с U-2 четко подсчитали, что счет в реальности идет лишь на десятки.

Новый высотный разведчик добыл еще много полезной для американцев информации. В том числе рассекретил место космического полигона на Байконуре, следил за ходом строительства атомных подлодок в Ленинграде, фиксировал подготовку ядерных испытаний в Семипалатинске. Словом, попортил советским генералам немало крови.

Фото №4 - 8 взрывоопасных вопросов (и ответов) о U-2 — не о группе, о самолете
Вся конструкция U-2 подчинялась одной цели — обеспечить максимально возможную высоту полета

И все это не вызывая подозрений с советской стороны?

Не совсем так. Американцы просчитались с утверждениями о невидимости U-2 для радаров. Новое поколение советской РЛС видело высотного разведчика даже на практическом потолке полета. Другое дело, что силы ПВО действительно оказались бессильны. На перехват U-2 на самом деле заходили тучи истребителей, но до 20-километровых высот не могли добраться даже современные по тем временам МиГ-17 и МиГ-19. Не хватало буквально мелочи — каких-то четырех-пяти километров. Пилоты U2 даже шутили, что русских истребителей внизу было так много, что они мешали проводить фотосъемку. Совершенно безнаказанные полеты U-2 над советской территорией продолжались три года.

Фото №5 - 8 взрывоопасных вопросов (и ответов) о U-2 — не о группе, о самолете
По воспоминаниям летчиков U-2 был очень требовательной и сложной в управлении машиной

И потом его все-таки сбили?

О, да. Хотя один из главных локальных успехов Советского Союза в холодной войне стал миксом из совпадений, везения и расслабленности. К тому же, успех оказался со вкусом трагедии, о которой вообще никто не вспоминает. По официальной версии все было легко и просто. 1 мая 1960-го в районе Свердловска (ныне Екатеринбург) первым же выстрелом ракетного зенитного комплекса С-75 «Двина» был сбит самолет-разведчик U-2 пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом. Пилот жив, задержан и дает показания. Все так и было почти. В действительности ракет было выпущено как минимум восемь (по некоторым источникам 14), причем одна из них сбила МиГ-19 Сергея Сафонова, также летевшего на перехват разведчика. Летчик погиб.

Фото №6 - 8 взрывоопасных вопросов (и ответов) о U-2 — не о группе, о самолете
План того самого полета 1 мая 1960-го. До Плесецка мистер Пауэрс уже не долетел

Почему U-2, считавшийся неуязвимым, все же сбили?

Многое сложилось как надо. Сказалось и самоуспокоенность американцев, вызванная предыдущими неудачными попытками перехвата U-2 советскими ПВО. Сыграло роль и массовое развертывание современных ракетных комплексов С-75 на территории СССР. Не обошлось и без удачи. Скажем, пролетая над Свердловском самолет Пауэрса снизился до 14 км, чтобы более детально сфотографировать «почтовый ящик» Челябинск-40 — закрытый город, где выпускали оружейный плутоний. Вот тут-то неуловимый U-2 и попался…

Повезло, кстати, и самому Пауэрсу. Ракета комплекса С-75 не попала в сам самолет, а взорвалась чуть сзади. Взрывная волна срубила хвост самолета, но сам пилот остался жив, смог выпрыгнуть с парашютом и с облегчением сдался местным жителям.

Фото №7 - 8 взрывоопасных вопросов (и ответов) о U-2 — не о группе, о самолете
Фрэнсис Гэри Пауэрс и самолет, изменивший его судьбу

Что же было потом?

Это, пожалуй, самое интересное. Американцы быстро поняли, что потеряли самолет, но до последнего не верили, что его могли сбить русские. Поэтому, выждав паузу и убедившись, что СССР никак не комментирует ситуацию, представили США 3 мая выступили с официальным заявлением. Мол, во время исследований атмосферы у границы Турции и СССР был потерян научно-исследовательский самолет.

Кремль только того и ждал — 7 мая Никита Хрущев представил уже наши доказательства. И фотографии сбитого самолета с разведывательным оборудованием, и живого-здорового летчика, действительно охотно дававшего показания. Это был болезненный щелчок по носу и американским ВВС, и ЦРУ, и в первую очередь президенту США. Эйзенхауэру в свете скандала даже предлагали сложить полномочия президента, но он отказался.

Фото №8 - 8 взрывоопасных вопросов (и ответов) о U-2 — не о группе, о самолете
Обломки сбитого U-2 в СССР еще долго показывали почетным гостям и обычным гражданам. Мол, вот, что будет с теми, кто к нам с фотоаппаратурой прилетит!

Чем все закончилось?

Для всех участников этой драмы по разному. Пауэрса приговорили к 10 годам лишения свободы, но уже в 1962-м обменяли на Рудольфа Абеля, британца работавшего на советскую разведку. Отношения между СССР и США после сбития U-2 пошли на новый круг обострения.

Хрущев потребовал у Эйзенхауэра, буквально пойманного на лжи и шпионаже, публичных извинений, но в ответ услышал лишь невнятные слова сожаления. Сильнее всего во всей этой заварушке повезло самому самолету. Не конкретно сбитому под Свердловском экземпляру, а всему проекту фирмы «Локхид». Сложно представить, но и сегодня спустя 61 год с момента той памятной даты U-2 еще официально находятся на вооружении американских ВВС.

А Боно, кстати, все еще выступает на сцене.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +21

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.