Про снос торговых центров (и почему это нормально)

ТЦ.jpg

В «Деловом Петербурге» суровая статья — торговые центры будут массово сносить, погибнут слабейшие, в ближайшие 3 года 800 (!) торговых центров пойдут на реконструкцию или под снос.

Теперь немного прагматичного капитализма.

Если каждые 3 года закрывают каждый десятый торговый центр, то средний срок работы торгового центра — около 30 лет. Или, точнее, 28,5 лет — для зануд, которые знают, что такое экспоненциальный распад. В любом случае, срок очень велик, при этом он предполагает, что некоторые неудачные ТЦ закрываются вскоре после запуска, тогда как другие живут по 100 лет и более. Абсолютно нормальная ситуация: для сравнения, 80% новых ресторанов в России закрываются в течение всего лишь трёх лет.

Чтобы понять, почему это хорошо, достаточно посмотреть на футбол (заранее прошу прощения у профи за возможные неточности — я не футболист). Насколько я знаю, в Первой лиге нашего футбола играют 18 команд. По итогам сезона, то есть раз в год, лучшие две команды автоматически переходят в высшую лигу (Премьер-Лигу), следующие две команды (3-е и 4-е место) получают пропуск наверх после прохождения испытания поединком. Две худшие команды опускаются во Вторую лигу, а 15-е и 16-е места имеют шанс сохранить место, если выиграют у претендентов во Второй лиге.

Таким образом, каждый год 2-4 команды из Первой лиги поднимаются в Премьер-Лигу, и 2-4 команды из Первой лиги опускаются во Вторую лигу.

Именно так работает капитализм. В ходе конкурентной борьбы между компаниями — между торговыми центрами, к примеру — худшие разоряются, а лучшие — расширяют бизнес (например, открывая дополнительные торговые центры или повышая класс уже открытых). Это позволяет экономике развиваться.

Одно из самых ярких эмоциональных воспоминаний в моей жизни — посещение маленького продуктового магазина на вокзале в провинциальном Хельсинки. Контраст между ленинградскими магазинами 1991 года и обычным капиталистическим магазином был не просто велик: он шокировал. 

Так вот, мы давно уже превзошли наших соседей, и наши магазины сейчас не только на несколько голов выше советских, но и на полголовы выше наших же магазинов из 2015 года. Русские торговые центры в 2025 году являются, пожалуй, одними из лучших в мире. Важное достижение для государства, которое ставит на первое место комфорт и благополучие собственных граждан.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +16

5 комментариев

avatar
Русские торговые центры в 2025 году являются, пожалуй, одними из лучших в мире.
И кто же их закрывает?
avatar
Невидимая рука рынка.
avatar
знаем мы эти сказки
avatar

«Проходимость в ТЦ упала в 3 раза»: эксперты о кризисе на рынке одежды и обуви в России


Высокая конкуренция со стороны маркетплейсов перетягивает аудиторию из шоурумов в ПВЗ. Повышение ставок по вкладам в российских банках приводит к тому, что люди стремятся хранить деньги, а не тратить их на вещи. А зумеры в начале 2025 года и вовсе начали тренд No Buy Year (год без покупок) и стараются не покупать лишнего.

Все это сильно ударило по магазинам одежды и обуви в России. Причем речь идет не только о локальных проектах, но и о крупных игроках. В этом материале разбираемся, действительно ли все плохо и что делать бизнесу, чтобы пережить этот кризис.

Что происходит с рынком одежды и обуви

По информации ERP «МойСклад», в прошлом году объем сегмента продаж одежды и обуви достиг 4,1 трлн руб. Это 14% от всех расходов на непродовольственные товары в России. Кроме того, по сравнению с 2023 годом цены на обувь увеличились на 45%, а одежда подорожала на 22%.

Эту положительную для бизнеса статистику омрачает один фактор: 64% покупок товаров из этого сегмента были совершены онлайн, чаще всего через маркетплейсы. В начале 2025 года это отразилось на деятельности офлайн-магазинов. Их продажи рухнули на 30—35%, пишет Telegram-канал «Русский ритейл и бизнес».

При этом основной удар пришелся не на авторские проекты и дизайнерские микро-бренды, а на крупные сети. По данным «Коммерсанта», обувной бренд Kari может уже в этом году получить чистый убыток в размере 6,4 млрд руб. Его судьбу разделяет Ostin — ему пророчат 458 млн руб. чистого убытка. Подобная история ждет «Спортмастер», убыток которого может возрасти с 1,5 млрд до 12,2 млрд руб., а также сеть «Твоё» — здесь прогнозируемый убыток доходит до 1,4 млрд руб.

Все эти данные приводятся на основе подсчетов «Платформы ОФД». Эксперты сообщают, что число покупок одежды и обуви в первые три месяца 2025 года сократилось на 12% по сравнению с началом 2024-го. А средний чек вырос только на 3%, что уступает даже годовой инфляции (10,3%).

Олег Войцеховский, основатель и управляющий директор РСТЦ:
Торговые центры не участвуют в операционном бизнесе розничных компаний, поэтому не буду рассуждать о том, чего не вижу собственными глазами. Но, конечно, вовсю идет передел рынка и пока не в пользу традиционного (оффлайн) канала. Это не может не повлиять на финансовое благополучие торговых сетей, у которых много реальных или, как их еще называют, „каменных“ магазинов.

Почему проблемы есть не только у магазинов одежды

На самом деле, снижение спроса и заработков в первом и текущем втором кварталах 2025 года характерно для большинства товарных категорий, делится с «Инк.» Юлия Удовенко, вице-президент по маркетингу группы RW+. Она считает, что это связано с эффектом политики борьбы с инфляцией, высокой ставкой и переходом к сберегательной модели поведения потребителей.

Юлия Удовенко, вице-президент по маркетингу группы RW+:
Бизнесы сейчас конкурируют не столько между собой, сколько с депозитами — люди максимально откладывают покупки, не являющиеся необходимыми. Для рынка одежды и обуви второй очень значимый фактор — конкуренция с маркетплейсами и ростом представленности китайских производителей в низкой ценовой категории. На топовых российских маркетплейсах доля продаж, которая приходится именно на одежду и обувь, составляет от 30% до 50% и это самая значимая категорий селлеров.

Омар Хошал, владелец бренда кроссовок Sigma:
Я думаю, что в будущем сильно сократится количество торговых центров, и весь оставшийся трафик размажется по ним, что выведет магазины снова в прибыль. Магазины останутся, просто не будет нужды в их большом количестве. Пандемия приучила людей к онлайну, и этот сектор будет расти дальше

Дело не в сегменте одежды, я уверен, что это бьет по всем. К примеру, мы недавно анализировали один из наших флагманских магазинов, там серьезно проходимость упала: апрель 2023 г. — 14 544 человека, апрель 2024 г. — 6105 человек, апрель 2025 г.— 3722 человека.
В компании решили сократить убыточные магазины, особенно в тех ТЦ, которые не идут им навстречу по улучшению условий аренды. Также было принято решение сделать акцент на E-com.

Шансы «каменных» магазинов

У оффлайн-ретейла по-прежнему хорошие шансы, считает Олег Войцеховский. Тот факт, что в традиционной рознице у покупателя гораздо больше возможностей вплотную ознакомиться с товарами, сравнить их, получить квалифицированную консультацию и, к тому же, немедленно стать владельцем понравившихся вещей — «бесспорная основа для существования значительной доли „обычной“ торговли в последующие годы и десятилетия».

Олег Войцеховский, основатель и управляющий директор РСТЦ:
Три года назад с уходом иностранных брендов на рынке торговли одеждой освободился значительный объем, и мы видим, что российские марки успешно занимают его.

С руководителем РСТЦ солидарен и Максим Попов, селлер и эксперт по маркетплейсам. Он говорит, что сейчас все больше наблюдается тренд частичного возвращения покупателей, в том числе в офлайн.

Максим Попов, селлер и эксперт по маркетплейсам:
У онлайн-торговли есть свои минусы, и те сети, которые грамотно под это подстроятся, естественно, перестанут быть настолько сильно убыточными. Сейчас любой бренд, любой бизнес обязан иметь онлайн-составляющую.

Представитель швейного производства «the Маруфактура» Регина Местман и вовсе считает, что массовых убытков не наблюдается, а если они и имеют место быть, то связаны с конкретными коллекциями.

Регина Местман, представитель швейного производства «the Маруфактура»:
Мы работаем с компанией „Офф Прайс“ и делаем для них торговую марку. Они говорят, что у них есть сложности с поставками. За счет этого они терпят, естественно, убытки. Но лично по своему опыту не могу сказать, что я вижу у нас убыточные компании.

Что делать бизнесу

Продолжая мысль, Максим Попов называет следующим шагом развития рынка соединение онлайна и офлайна с нейросетями и платформами по покупке товаров через короткие видео.

Максим Попов, селлер и эксперт по маркетплейсам:
В Китае уже сегодня огромную популярность завоевали площадки для продаж через стриминги — Taobao, Douyin. Такие прямые эфиры стали полноценной заменой похода в офлайн-магазин. Все вопросы по товару покупатель может задать в специальном чате, в процессе стрима посмотреть, как вещь выглядит в реальности, а не только на карточке товара. И все эти процессы неизбежны, в любом случае они будут и дальше отгрызать все больше и больше рынка у офлайна, и нужно к этому готовиться, подстраиваться — строить команды, строить процессы.

Юлия Удовенко в свою очередь добавляет, что сейчас бизнесу важно провести переоценку ассортимента и позиционирования. И здесь речь снова заходит о маркетплейсах, которые «доминируют в низком ценовом сегменте и уже активно заходят на массовый средний сегмент».

Юлия Удовенко, вице-президент по маркетингу группы RW+:
Для устойчивого роста в категории массмаркета необходима существенная трансформация по модели fast fashion (Zara, Urban Revivo), где сочетается высокая скорость обновления коллекций, оптимизация производства или аутсорс, широкая сеть стрит-ретейла в комбинации с онлайн-продажами (как собственными, так и через маркетплейсы). Такая модель требует время и инвестиций, которые сейчас дороги. Но чтобы провести стратегическую трансформацию и вернуться к росту в перспективе двух-трех лет, нужно финансовое плечо.

А вот Войцеховский указывает на необходимость закрепить в законодательстве равенство форм торговли.

Олег Войцеховский, основатель и управляющий директор РСТЦ:
Рынок маркетплейсов очень молод и пока не успел накопить вокруг себя ни существенных ограничений госрегулирования бизнеса, ни налоговой нагрузки. С традиционной торговлей наблюдается противоположная картина, где присутствует огромный объем регулировочных воздействий и действует сформировавшаяся за десятилетия налоговая политика. Необходимо создать ситуацию, при которой оба канала ритейла будут иметь равные ограничения, равную нагрузку и равные возможности. Сейчас идет обсуждение проекта закона о цифровой экономике, и необходимо заложить туда основы такого равенства. А дальше свой выбор сделает покупатель.

Источник
avatar

«Лента» может приобрести гипермаркеты ретейлера «Магнит»


Розничная сеть «Магнит» изучает возможность продажи своих гипермаркетов, чтобы сконцентрироваться на развитии небольших магазинов формата «у дома». Основным покупателем активов может выступить сеть «Лента», активно расширяющая свое присутствие в сегменте крупноформатной торговли, пишет «Коммерсант».

По информации источников издания, переговоры между компаниями уже начались, однако конкретные условия сделки пока не согласованы. В случае продажи 251 гипермаркета и 195 супермаркетов сумма сделки может достичь 100 миллиардов рублей. Отмечается, что обе компании отказались от официальных комментариев.

Аналитики объясняют решение «Магнита» изменившимися потребительскими предпочтениями – спрос на гипермаркеты падает на фоне роста популярности сервисов доставки продуктов. При этом «Лента» демонстрирует устойчивый рост в этом сегменте. Приобретение готовых торговых точек позволит сети расширить географию бизнеса без капитальных вложений в строительство новых объектов.
Источник
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.