В чем загадка «невозможных» стаканов Вершинина, мастерство которого опередило свое время

 

В 1764 году по указу Екатерины II в Пензенской области усилиями помещика Бахметьева был основан Никольский стекольный завод, который должен был делать стеклянную и хрустальную посуду. При заводе было организовано профессиональной учебное учреждение для мастеров-стекольщиков, которых готовили, используя в качестве учебного материала лучшие образцы посуды из стран Европы. Именно здесь в начале XIX века трудился виртуоз стекольного дела крепостной крестьянин Александр Вершинин

Долгое время стаканы были загадкой.

Стаканы Александра Вершинина – это одна из самых известных и востребованных русских диковинок во всем остальном мире. Уникальная посуда созданная в первой половине XIX столетия руками человека из народа пользуется огромным спросом на аукционах. Десять лет назад стаканы Вершинина продавались по 20-50 тысяч долларов за штуку. Примечательны изделия тем, что внутри стаканов выполнены художественные композиции, которые по началу кажутся рисунками.

Между стенок стаканов выложены композиции.

На самом деле картины в стекле стаканов не нарисованы, а выложены вручную из натуральных материалов. Вершинин использовал для своих произведений траву, мох, солому, дерево, камни, бумагу, песок, ткань и отдельные нитки. Работал мастер для представителей дворянских семей России. Крепостной делал как стаканы с пейзажами, так и композиции посвященные Отечественной войне 1812 года. Так же мастер делал сервизы с родовыми гербами дворянских фамилий. Изготавливал крепостной посуду и для царской семьи. После того, как Вершинин создал стаканы для 70 знатных семей, ему были пожалованы золотые часы от императора.

Мастер в представлении современного художника. /

На сегодняшний день в музеях по всему миру хранится 14 стаканов с композициями авторства Вершинина. Несколько стаканов за два столетия было разбито, значительная часть утеряна. Некоторое количество уникальный поделок хранится в частных коллекциях. Дороговизна посуды Вершинина объясняется тем, что стаканы с композициями создавались на Никольском стекольном заводе вручную в те времена, когда развитие техники и производства еще не позволяло производить подобные изделия массово. Делать подобную посуду без каких-либо лишних затрат научились только во второй половине XX века.

Стаканы выглядят интересно.

Долгое время устройство стаканов Вершинина оставалось загадкой. Существовало предположение, что это два спаянных стеклянных стакана разных размеров. При этом оставался вопрос о том, как именно русский мастер сваривал два остывших стеклянных изделия. Подобная технология считалась невозможной, так как при повторном нагреве посуда должна просто лопаться. В итоге загадку вершининской посуды разгадали американцы. Оказалось, что стакан – это не монолитная стеклянная конструкция, сваренная из двух разных стаканов. В действительности – это два стеклянных стакана, которые соединены прозрачной фотополимерной мастикой, которая под действием солнечного света ничем не отличается от стекла. Таким образом русский крепостной изобрел УФ-клей на базе метакрилата примерно за век до его появления во всем остальном мире. Правда тогда технология не вышла за пределы Никольского завода.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +16

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.