Почему советский лайнер Т-144, обогнавший звук и свое время, оказался в итоге не нужен

 

Доподлинно известно: в Советском Союзе ничего не делали, кроме галош. Ну, и еще чуть-чуть суперсовременные самолеты. Увы, то «немногое» что все-таки делали, далеко не всегда доводили до ума и совершенства. История сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 лучшая тому иллюстрация.

Зачем строить бесполезный самолет за миллиарды долларов? Потому что мы можем!

24 апреля 1946 года в небо над страной Советов поднялся первый турбореактивный истребитель МиГ-9. Сразу после этого перед конструкторами встала задача увеличения максимальной скорости самолетов для преодоления звукового барьера на отметке в 1.2 маха. Спустя три года в 1949 на свет появился самолет МиГ-15, который смог преодолеть заветный звуковой барьер. В начале 1950-х годов после выхода 15-го в серию конструкторы задумались над тем, чтобы «перебросить» за звуковой барьер еще и пассажирскую авиацию.

Первый блин комом, но и Ту-144 и Конкорд стали огромным шагом в развитии авиации.

Аналогичные работы велись и за рубежом. Уже в 1956 году в Великобритании создается специальная комиссия по вопросам разработки и развития сверхзвуковой транспортной авиации. В проект входит 9 крупнейших авиационных компаний и организаций страны. Интенсивные работы над созданием сверхзвукового самолета нового типа начинаются только с наступлением 1960-х годов и подключения к проекту Франции. В Советском Союзе за всем происходящим в Европе пристально следили и готовили свой собственный проект сверхзвукового транспортного самолета. Активные работы начались в 1963 году.

Когда-нибудь пассажиры полетят на сверхзвуке, а может и еще быстрее.

В 1967 году был презентован французского-британский «Конкорд». Руководство СССР потребовало форсировать работы по разработке своего самолета. В итоге 31 декабря 1968 года Ту-144 был поднят в воздух, опередив «Конкорд» примерно на 2 месяца. Параллельно с этим велась доработка серийного образца лайнера – Ту-144С с учетом советского и англо-французского опыта первых полетов. При этом советский и британо-французский самолеты получились очень разными.

Советский лайнер летал выше: 20 км против 18 км у «Конкорда». Летал быстрее: 2 500 км/ч против 2 300 км/ч. Был заметно мощнее: поднимал 16 тонн против 13 тонн. При этом Ту-144 намного быстрее сжирал топливо, что делало его непригодным для тихоокеанских перелетов в отличие от «Конкорда». Детище европейцев с самого начала позиционировалось как самолет класса «люкс», в то время как билет на Ту-144 хотя и был дороже обычного, но все-таки не принципиально.

Оба самолета оказались не нужны.

Почему же Ту-144 остался не у дел? На самом деле все достаточно просто. Проблем было ровно две. Первая – вопрос рентабельности. И Ту-144, и «Конкорд» обогнали свое время, однако с коммерческой точки зрения были абсолютно не рентабельны. Полеты самолетов оказались слишком дорогими. Вторая причина – вопрос безопасности. Оба проекта разрабатывались в большой спешке. При этом у Ту-144 вскрылось много проблем, несмотря на постоянные доработки.

Хуже всего то, что самолет потерпел несколько аварий, превратившихся в катастрофы. Сначала на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году, затем во время испытательного полета в 1978 году, потом еще одна катастрофа опытного образца в 1980. А в 1981 году на борту одного 144-го произошел пожар, после чего от введения их в эксплуатацию решили и вовсе отказаться. Хотя 16 серийных образцов, которые все-таки успели сделать, некоторое время даже выполняли коммерческие полеты.


источник

  • avatar
  • .
  • -1

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.