Советская власть взяла под контроль вольных старателей Колымы 95 лет назад

День в истории – 9 октября

Тематическое фото: Archive Collection / Legion-media

9 октября 1928 года на Среднекане организована Верхне-Колымская приисковая контора АО «Союззолото», установившая контроль над всей золотодобычей на территории от реки Буюнды до реки Бохапчи.

К тому времени на Среднекане работали 5 вольных партий из 29 человек, привлеченных слухами о несметных богатствах колымского края. Все старатели группировались на ключе Безымянном и добытое золото никому не сдавали, только обменивали на еду и иные товары у жителей Олы и экипажей иностранных судов.

Но как только «Союззолото» вступило в свои права, добычу золота разрешалось вести только в местах, указанных горным смотрителем по согласованию с начальником Колымской геологоразведочной экспедиции Юрием Билибиным. При этом весь добытый металл подлежал обязательной сдаче в контору приисков по цене 1 рубль 13 копеек за грамм, что пришлось вольным старателям не по душе.

Одновременно «Союззолото» приступило к регистрации старателей, организации пунктов приема золота, контролю за отводами участков, решению вопросов снабжения и другим мероприятиям. Устанавливался новый государственный порядок на будущих колымских приисках.

Также в этот день

  • 9 октября 1937 года газета «Советская Колыма» сообщила о сдаче последней, шестой секции кирпичного жилого дома, построенного на углу Колымского шоссе и улицы Берзина, ныне это дом по адресу Карла Маркса, 31/18, граничащий со сквером Победы и Театральной площадью.
  • 9 октября 1938 года в бухту Нагаева прибыл пароход «Николай Ежов» (впоследствии — «Феликс Дзержинский»), совершивший рекордный на тот момент рейс по перевозке пассажиров. Он привез 980 человек.
  • 9 октября 1940 года газета «Советская Колыма» сообщила, что в поселке Веселая сданы в эксплуатацию столовая, медпункт, парикмахерская, сапожная и пошивочная мастерские, Ленинский уголок, строятся гараж и новое здание Управления рыбопромыслового хозяйства.
  • 9 октября 1941 года Государственный комитет обороны СССР определил Сеймчан базовым аэродромом Колымы для перегонки американских самолетов на фронт. Принятое в этот день постановление №739с «Об организации и оборудовании воздушной линии Красноярск – Уэлен» было частью масштабного проекта трассы Алсиб (Аляска — Сибирь). Базовым аэродромом на Чукотке стал Уэлькаль (западное побережье Залива Креста), а на Колыме — Сеймчан, запасными — Марково и Берелех, соответственно.

Аэродром Сеймчан являлся важным звеном авиатрассы. Он находился на середине маршрута между Фербенксом (США) и Красноярском (СССР), в его задачу входила перегонка самолетов в Якутск. Строить аэродром поручили тресту Дальстрой НКВД СССР. Строительство началось весной 1942 года и шло в круглосуточном режиме, чтобы вовремя завершить работы в условиях вечной мерзлоты. В итоге строители уложились в срок, и 7 октября 1942 года трасса была завершена, началась перегонка самолетов из Америки в СССР.

  • 9 октября 1942 года газета «Советская Колыма» сообщила о патриотической работе, проведенной пионерами и школьниками Магаданской средней школы: за 10 дней они собрали 302 вещи и 2947 рублей для детей Ленинграда.
  • 9 октября 1947 года родился почетный гражданин города Магадана Юрий Викторович Шаповалов (1947-2014).

В 17 лет он стал чемпионом Магаданской области по боксу, окончил Магаданское музыкальное училище и Дальневосточный институт искусств, руководил оркестром русских народных инструментов. С 1980 году Юрий Шаповалов работал директором детской музыкальной школы №1, пока в 1984 году не повредил позвоночник в результате несчастного случая и не стал инвалидом. Но это не сломило дух колымчанина.

В 1992 году он вместе с друзьями Евгением Колычковым и Александром Суханом совершил беспримерный трансконтинентальный пробег на инвалидных колясках по маршруту Владивосток – Санкт-Петербург. Его принимали в Кремле и штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Юрий Шаповалов был награжден орденом «За личное мужество», а 13 января 1993 года он удостоился звания почетного гражданина города Магадана.

  • 9 октября 1974 года Совет Министров РСФСР принял постановление № 543 «О генеральном плане Магадана» в перспективе до 1995 года.
  • 9 октября 1981 года в Магадан прибыл первый самолет Ту-154. 21 октября началось регулярное пассажирское сообщение с использованием этих машин.
  • 9 октября 1995 года Председатель Правительства РФ Черномырдин подписал распоряжение № 1386-р о выделении администрации Магаданской области из резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций 13,4 миллиарда рублей на финансирование ремонтных работ на объектах ЖКХ, социальной сферы и оказание единовременной помощи населению, а также 1,2 миллиарда рублей на финансирование ремонтно-восстановительных работ на объектах АПК.
  • 9 октября 2003 года открылся магаданский клуб «Модель ООН на Дальнем Востоке».

Участники таких клубов изучают и обсуждают глобальные проблемы современности в политической, экономической, экологической, культурной и социальной сферах на конференциях, где каждый делегат примеряет на себя роль дипломата одной из стран и защищает ее интересы в моделях Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, других органов ООН и международных организаций, например, Всемирного Банка.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +11

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.