Американские танки в Чехословакии и другие малоизвестные факты холодной войны

Если Берлинская стена и Карибский кризис стали визитными карточками холодной войны, то проект Ливийской ССР и американские танки в Чехословакии — события не столь известные, но не менее интересные.

 

Кто первый начал

В СССР и России считалось, да и до сих пор считается, что холодная война началась с Фултонской речи Черчилля, произнесенной 5 марта 1946 года. В ней политик призвал англоязычный мир объединить усилия против распространяющейся по миру коммунистической угрозы и констатировал факт, что над Европой опустился «железный занавес», за которым Москва насаждает в восточноевропейских странах свой диктат (выражение «железный занавес» придумано не Черчиллем, но именно благодаря его речи в Фултоне оно прославилось).

Менее известна речь Сталина, сказанная месяцем ранее Фултоновской речи Черчилля — 9 февраля 1946 года. Она была не такая яркая, как у Черчилля, но в ней Сталин сказал, что коммунизм и капитализм несовместимы, поэтому война неминуема. И спрогнозировал, что конфликт возникнет в ближайшие годы, когда Америка будет переживать тяжелый экономический кризис. Вот это уже больше похоже на начало холодной войны.

Но, конечно, к масштабному противостоянию привели не слова, а действия. И об этих действиях вполне откровенно сказал Молотов в беседе со своим биографом Чуевым в 1974 году: «Из части Германии сделать свою социалистическую Германию, а Чехословакия, Польша, Венгрия, Югославия — надо было везде наводить порядок. Прижимать капиталистические порядки. Вот и холодная война». Ведь западные союзники, признавая Восточную Европу сферой влияния СССР, не давали согласия на советизацию региона.

Ливийская ССР, советские Дарданеллы и северный Иран

После победы в 1945 году Сталин не собирался ограничиваться присоединением к Советскому Союзу разрушенного Кёнигсберга, Южного Сахалина и прочих мелочей. Планы вождя были грандиозны.Еще не закончилась Вторая мировая война, а СССР уже выдвинул территориальные претензии к Турции (к слову говоря, в войне не участвовавшей), требуя не только вернуть области, отданные большевиками в 1921 году, но и домогаясь огромного куска восточной Турции. Также Советский Союз требовал от своего южного соседа предоставления военно-морской базы в Дарданеллах.

Но даже на этих нескромных требованиях к нейтральному государству СССР не планировал останавливаться. В беседах с югославскими товарищами Молотов и Вышинский (глава МИД) упомянули «о перспективе сбрасывания Турции с Балканского полуострова, а также выхода на Эгейское море».

В итоге Сталин добился противоположного эффекта. Турецкий кризис в августе 1946 года привел к тому, что американское командование разработало первый серьезный план ядерной войны против СССР, и советское руководство отказалось от эскалации конфликта. Поскольку советские претензии сохранялись, в 1952 году Турция в поисках более эффективной защиты вступила в НАТО.

Только после смерти Сталина в 1953 году СССР заявил об отказе от территориальных претензий к Турции.В 1946 году случился Иранский кризис. В 1941 году, после гитлеровского нападения на СССР, советские и британские войска оккупировали Иран, чтобы установить надежный путь западных поставок в Советский Союз (он-то и был всю войну основной артерией ленд-лиза). Договорились вывести войска сразу после окончания войны. Англичане так и поступили,

Советы же уходить не торопились. Более того, советские танковые колонны начали движение к столице Ирана Тегерану, а также к границам с Турцией и Ираком. У Сталина были планы присоединить северный Иран — уже были созданы Южно-Азербайджанская и Мехабадская республики. Но, встретив жесткую реакцию Запада, обладавшего таким неоспоримым аргументом, как атомная бомба, Сталин вынужден был отступить. 9 мая 1946 года последние советские части покинули Иран.

Турецкий и иранский кризисы привели Запад к сплочению и пониманию, что экспансионистские устремления СССР можно остановить только силой. Американские позиции в Европе и на Ближнем Востоке усилились.Пожалуй, самой экстравагантной территориальной претензией Сталина было требование в 1946 году отдать СССР Ливию. Судьба этой бывшей колонии Италии, союзницы Гитлера, долгое время была не определена. В 1974 году Молотов сообщил своему биографу: «Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: „Давай, нажимай!“». Ну, Молотов и нажал. Причем так, что, по его воспоминаниям, Бевину, главе британского МИДа, на переговорах стало плохо. Западные союзники как-то не могли соотнести Советский Союз и Ливию. А СССР во что бы то ни стало хотел закрепиться в Средиземноморье.

Как бы там ни было, а Ливию союзники большевикам не отдали.

Стремление СССР в НАТО

В 1949 году был основан Североатлантический альянс. В этом же году Сталин через главу советского МИДа Вышинского предложил обсудить участие СССР в альянсе. Запад ответил отказом. Раздраженный Сталин назвал блок «подкопом под ООН».

После смерти Сталина Советский Союз повторно делает попытку стать членом НАТО. В 1954 году Хрущев направил ноту, в которой говорилось, что «советское правительство выражает готовность рассмотреть совместно с заинтересованными правительствами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре». Причем предлагалось включить в НАТО также Украину и Белоруссию как отдельные, «независимые» страны, чтобы у СССР в альянсе было больше голосов.

В 1944 году, во время создания ООН, этот фокус прошел. На этот раз НАТО отказало в членстве всем трем странам, объяснив, что участие Советского Союза в европейской организации было бы несовместимо с демократическими целями альянса и вообще «нереальная природа предложения не заслуживает обсуждения».

Когда на самом деле исчезла ядерная монополия США?

В 1945 году США стали эксклюзивными обладателями ядерного оружия. А в 1949 году советским ученым при деятельной помощи советской разведки и помогавших ей американских ученых удалось скопировать американскую ядерную бомбу, таким образом «разрушив ядерную монополию США», как сообщала об этом советская пропаганда. Правда, это была не совсем бомба, а стационарный заряд: во время испытаний его сбрасывали с вышки. Вряд ли американцы позволили бы Советам строить на своей территории вышки для сбрасывания ядерных зарядов, поэтому игра в одни ворота, несмотря на заверения советской пропаганды, продолжалась.

Специалисты легендарного «Арзамаса-16», главного разработчика советского ядерного оружия, отмечают, что даже восемь лет спустя, в 1957 году, «США уже обладали ядерным потенциалом в 5543 боезаряда с совокупным мегатоннажем 17 500 Мт. Практически это означало, что территория СССР могла быть превращена в радиоактивную пустыню. Ядерный арсенал СССР в это время был на несколько порядков меньше и не представлял реального оружия устрашения для США как по своему объему, так и по возможностям средств доставки».

Реальная ликвидация ядерной монополии США произошла лишь через 18 лет после первого испытания этого оружия — в 1963 году, когда на боевое дежурство были поставлены комплексы советских межконтинентальных баллистических ракет 8К-64. Отныне в случае ядерного конфликта США и СССР могли гарантированно уничтожить друг друга.

«Пражская весна»: американские танки в Чехословакии

 

5 января 1968 года к власти в Чехословакии пришел Дубчек, и начался период демократических реформ и преобразований в стране. Этот период либерализации и построения «социализма с человеческим лицом» получил название «Пражская весна». Наконец у руководства Советского Союза не выдержали нервы (слишком уж «дурной» пример подавали чехи советским гражданам и прочим обитателям соцлагеря), и 21 августа 1968 года в Чехословакию вторглись войска СССР и других стран Варшавского договора. «Пражская весна» закончилась, началось возвращение к прежним порядкам.

Одним из поводов к вторжению послужила информация об американских танках, находящихся в Чехословакии: мол, «мы теряем страну, войска НАТО уже там, надо действовать решительно». Советская пропаганда часто использовала прием: «Если бы мы не ввели войска в [название страны], то там бы через пару часов/дней/лет были танки НАТО». Но, как ни удивительно, в 1968 году в Чехословакии были американские танки.

Дело в том, что американцы снимали фильм «Ремагенский мост» — о боях за рейнские мосты в конце Второй мировой войны. Власти ФРГ снимать на Рейне не разрешили из-за интенсивного судоходства. Тут неожиданно разрешение на съемки дала Чехословакия, на короткое время открывшаяся миру во время «Пражской весны». Тогда-то и появились в стране американские танки. Правда, в мизерном количестве и времен Второй мировой. А американских солдат (да и немецких тоже) играли чешские статисты.

Советскому руководству спецслужбы показали фотографии с места съемок, что еще больше утвердило его в правильности решения о вторжении. В КГБ знали, что никаких войск НАТО в Чехословакии нет. Но кого это волнует? Сработало же!

Когда к концу съемок фильма в Чехословакию вторглись советские войска, съемочная группа вынуждена была в спешном порядке уезжать на такси в Австрию и Италию.

Большинство коммунистов — на стороне США

В это трудно поверить, но во время холодной войны в какой-то момент на стороне США коммунистов стало куда больше, чем на стороне СССР.

Развенчание Хрущевым культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 году вызвало недовольство Мао Цзэдуна. Произошел раскол в советско-китайских отношениях, кульминацией которого стал пограничный конфликт на острове Даманский в 1969 году.

Расколом между двумя коммунистическими гигантами воспользовались США. В 1971 году Китай посетил советник по национальной безопасности США Киссинджер, а в 1972 году состоялся визит президента Никсона. Эти визиты, дополненные «пинг-понговой дипломатией» (обмен китайских и американских игроков в настольный теннис), привели фактически к дружбе США и Китая против СССР.

Так на стороне Соединенных Штатов оказался 870-миллионный коммунистический Китай — это было больше, чем СССР со всеми своими союзниками и сателлитами.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +3

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.