Хоровое пение стало делом всей жизни для колымчанки Марины Сергиенко
Она нашла себя в капелле имени Евгения Алхимова
Фото предоставила Марина Сергиенко
Марина Сергиенко – артистка-вокалистка муниципальной академической хоровой капеллы имени Евгения Алхимова и педагог с многолетним стажем – человек, жизнь которого с самого детства была связана с музыкой. Ее голос — это не просто инструмент, а часть души, которая уже более 60 лет звучит на сцене, вдохновляя слушателей и учеников.
Талантливая исполнительница рассказала о своем пути в музыке, о любви к хоровому пению и о том, почему капелла стала для нее второй семьей.
Чтить традиции предшественников
Фото предоставила Марина Сергиенко
История капеллы началась в далеком 1962 году. За время своего существования она прошла путь от любительского хора до профессионального концертного коллектива, известного далеко за пределами региона. С 2001 года капелла носит имя заслуженного работника культуры России Евгения Алхимова — человека, чей талант и преданность искусству оставили неизгладимый след в ее судьбе.
Евгений Алхимов получил блестящее образование в Московской консерватории, где изучал дирижерско-хоровое искусство. Он был не просто талантливым дирижером, но и человеком с глубокими знаниями в различных областях музыки. Более 20 лет он руководил капеллой, прививая артистам высокий музыкальный вкус и стремление к совершенству. Под его началом коллектив объездил всю Магаданскую область, побывал в Якутии, Хабаровске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и Коломне. Особое место в истории капеллы занимают ее зарубежные гастроли в 1991-1992 годах, когда артисты пели в США. Их выступления в Анкоридже, Хомере, Сан-Хосе и Сан-Франциско вызывали восторг у местной публики, которая высоко оценила мастерство русского хорового пения.
Сегодня капеллу возглавляет Нина Трушина – выпускница дирижерско-хорового отделения Магаданского училища искусств и почетный работник культуры Магадана. Она стала частью коллектива в 1992 году, а сейчас как художественный руководитель продолжает развивать традиции, заложенные ее предшественниками.
Нина Геннадьевна стремится сохранить академическую чистоту исполнения, работая над произведениями на языке оригинала. Она также активно внедряет новые формы работы, например, сотрудничает с детскими хоровыми коллективами, использует народные инструменты и взаимодействует с фольклорными ансамблями.
Поющая семья
Фото предоставила Марина Сергиенко
Но вернемся к героине публикации. Марина Сергиенко родилась в Приморском крае, хотя ее семья вскоре переехала в Магадан. Это было в 1958 году, когда ей был всего год. Семья Тон, так звучит ее девичья фамилия, была известна своими музыкальными талантами.
«Семья наша, сколько себя помню, всегда была поющей. Мы выступали всей семьей на городских, областных и всесоюзных конкурсах. Многократные лауреаты, квинтет нашей семьи Тон — это мама, папа, я, две моих сестры и трио сестер Тон», — вспоминает Марина Сергиенко.
С ранних лет она поняла, что пение станет ее призванием. Уже в 5 лет вышла на сцену, и с тех пор жизнь ее была неразрывно связана с музыкой. Казалось, выбор профессии предопределен судьбой, и после школы Марина Сергиенко поступила в Дальневосточный педагогический институт искусств, чтобы после окончания вернуться в Магадан.
О капелле колымчанка знала еще со школьных лет. Ее старшая сестра Татьяна училась у Евгения Ивановича в колледже искусств и уже пела в составе коллектива.
«В 1982 году, когда я вернулась в Магадан по окончании института, Евгений Иванович пригласил меня в капеллу», — говорит Марина Федоровна.
Красивого голоса мало
Фото предоставила Марина Сергиенко
Работа вокалиста, по словам Марины Сергиенко, — это не только талант, но и огромный труд.
«Чтобы хорошо петь, нужно много работать над техникой дыхания, вокальной техникой, соблюдать певческий режим, — объясняет она. — Мой рабочий день начинается с музыки и ею заканчивается. Вот уже 40 лет я преподаю сольное пение в колледже искусств, занимаюсь вокалом с солистами ансамбля «Энэр» и еще пою в хоре муниципальной капеллы».
Пение в хоре — это не просто красивые голоса, сливающиеся воедино. Это сложная работа, требующая дисциплины, умения слушать других и быть частью целого.
«Здесь недостаточно иметь красивый голос. Необходимо умение слушать все партии, читать партитуру и не быть солистом, а быть в гармонии со всеми голосами. Это трудно, не все это умеют, — говорит Марина Сергиенко. — Эта работа требует много времени. Нужно выучить нотный текст, литературный текст, а он, как правило, на разных языках.
Затем начинается работа по партиям. То есть партия сопрано — первое и второе сопрано. Также все остальные партии: альты, тенора, баритоны — всех по два. А в результате получается восьмиголосый хор. Сводные репетиции — это восемь голосов должны петь как единый организм».
По словам собеседницы, в конечном итоге руководитель проводит огромную работу для того, чтобы произведение звучало чисто, интонационно, эмоционально и музыкально.
От духовной песни до «Хололо»
Фото предоставила Марина Сергиенко
Репертуар капеллы имени Евгения Алхимова поражает своим разнообразием. Здесь и духовная музыка, и западная классика, и современные произведения, и обработки народных песен. В исполнении коллектива звучат сочинения Аренского, Балакирева, Глинки, Рахманинова, Свиридова, Танеева, Шостаковича, а также Баха, Бетховена, Вивальди, Верди, Гуно, Моцарта, Шуберта и Шумана.
Одним из ярких моментов в истории капеллы стало исполнение корякской песни «Хололо» вместе с ансамблем песни и танца народов Севера «Энэр».
«Я люблю весь репертуар капеллы, не в силах выбрать что-то одно, — признается артистка. — Наш коллектив многим отличается от других. В капелле чтят традиции, хранят память об ушедших руководителях и артистах. Мы вместе в горе и в радости, и я счастлива, что являюсь частью капеллы, это моя вторая семья».
Заграничные гастроли
Фото предоставила Марина Сергиенко
Отметим, что Марина Сергиенко была участницей капеллы, когда коллектив выезжал на заграничные гастроли. Благодаря этой поездке они смогли поделиться частичкой своего репертуара не только с привычными русскими слушателями, но и с иностранцами.
«Гастроли в Америке были замечательные, нас прекрасно принимали. Программа наших выступлений была представлена произведениями духовной, русской и зарубежной музыки, а также мы пели обработки народных песен, — вспоминает Марина Сергиенко. — Мы работали по два, а иногда по три концерта в день, каждый из них проходил на бис. Мы обрели много друзей и долгое время обменивались нотным материалом».
В последнее время капелла на гастроли не выезжает и вживую поет только для колымчан.
«Пусть не за границу, но по России ведь раньше каждый год капелла гастролировала, — отмечает артистка. — Мы принимали участие в конкурсах в Москве, Хабаровске, а теперь нас не отправляют никуда. Мы принимаем участие в хоровых конкурсах заочно. Честно говоря, обидно, ведь второго такого коллектива на Дальнем Востоке нет. Артистам необходимо развиваться, общаться, обмениваться опытом, это возможно только при живом общении».
Постскриптум
Многие считают, что петь на сцене — это легко. Но те, кто хоть немного соприкасался с профессией, знают, сколько труда и времени стоит за каждым выступлением.
«Хоровое пение на Руси было всегда, в беде и в радости. Люди собирались вместе и пели, поэтому я верю в то, что наше дело будет жить всегда. Мы будем петь и нести людям радость», — улыбается Марина Сергиенко.
0 комментариев