Падение на 2 км: над Магаданской областью чуть не разбился самолет
Он начал покрываться льдом прямо в воздухе, проводится доследственная проверка
Над Магаданской областью едва не разыгралась трагедия, когда Airbus A320neo, на борту которого находилось более двухсот человек, обледенел во время полета и «провалился» на 2,5 км, сообщает «Коммерсантъ». Экипажу удалось удержать машину в воздухе и совершить посадку. По одной из версий, перед полетом самолет обработали противообледенительной жидкостью, однако вместо пропиленгликоля могли использовать обычный спирт.
Напомним, пассажирский Airbus A320neo авиакомпании S7 с 199 пассажирами и экипажем из семи человек на борту вылетел из Магадана в Новосибирск в минувший четверг.
По данным Росавиации, уже вскоре после взлета командир экипажа доложил на землю об обледенении и своем решении возвращаться в аэропорт вылета. Причиной возврата изначально стал обледеневший датчик скорости самолета, не позволяющий экипажу определять этот важный параметр полета, однако через несколько минут коркой льда покрылись и поверхности крыльев, и воздухозаборники двигателей. Из-за этого стала резко падать подъемная сила.
Еще какое-то время экипажу помогал автопилот, но справиться с обледенением не удалось и автоматике. По мере того, как она давала сбои, отключая поддержку по крену или тангажу, экипажу приходилось брать управление на себя, и каждый такой переход сопровождался маневрами.
По данным, уже полученным с параметрического самописца Airbus, лайнер с пассажирами раскачивался из стороны в сторону, выполняя крены до 47 градусов, задирал нос, отклоняя его от горизонтали на 44 градуса, и мгновенно опускал его, устремляясь к земле, буквально падал, теряя за четыре минуты около 2,5 км высоты, и медленно набирал ее снова. В какой-то момент Airbus совершил почти что полный разворот, резко изменив курс более чем на 180 градусов.
Все это, как показал самописец, продолжалось около 20 минут. За это время, как рассказали пассажиры, они несколько раз сказали близким «последние» слова, затем отменяли уже состоявшееся прощание, начинали молиться за свое спасение и снова прощались, попадая в очередное пике.
Летчики передали в эфир международный сигнал бедствия Mayday, сообщающий о том, что экипаж не в состоянии контролировать ситуацию и самолет неуправляем.
Airbus все же вернулся в зону магаданского аэропорта Сокол. Приземлиться он не смог из-за разыгравшейся там метели и постоянно меняющих направление ветров — опасного погодного явления, называемого в авиации сдвигом ветра. Кроме того, посадку затрудняла и большая масса Airbus, отправленного в Новосибирск с полными баками горючего.
После неудавшейся посадки на Соколе командир отменил свой отправленный ранее Mayday и сообщил, что отправляется в Якутск. В запасном аэропорту погода была лучше, а кроме того, пилоты рассчитывали за время полета частично выработать топливо из баков. По данным того же самописца, уже в пути машина с трудом, но набрала минимально необходимую высоту в 3 тысячи метров, но уже над Якутией, командир сообщил, что готов продолжить рейс и совершить посадку в Иркутске. До конечного пункта назначения у Airbus, истратившего керосин на возвращение в Магадан, просто не хватило топлива.
Посадка в Иркутске была совершена благополучно. Как пояснили в пресс-службе S7, в Новосибирск всех пассажиров доставил резервный самолет, а во время пересадки всем им «было предоставлено питание и напитки».
По данным официальных представителей компании, лайнер с регистрацией VQ-BGU попал в зону сильного обледенения. Из-за этого отключился автопилот, стали недостоверными показатели скорости и «могли стать недостоверными» также показатели крена и тангажа. Совокупность этих факторов, по мнению S7, привела к «попаданию воздушного судна в сложное пространственное положение». Однако экипаж, как следует из заявления, с возникшими проблемами справился и управление самолетом не потерял, поскольку «все пилоты S7 Airlines отрабатывают навыки ручного пилотирования на тренажерах». При этом в компании отметили, что в Магадане «метеоусловия для взлета соответствовали допустимым», а самолет перед вылетом прошел противообледенительную обработку.
Почему в таком случае современный самолет, эксплуатируемый компанией с декабря 2018 года, все же обледенел, предстоит выяснить технической комиссии Росавиации и следствию.
Как сообщила пресс-служба Восточного межрегионального следственного управления СКР на транспорте, сейчас проводится доследственная проверка инцидента, в ходе которой «будет дана оценка как действиям членов экипажа, так и действиям наземных служб аэродрома».
Согласно одной из высказанных источниками «Коммерсанта» версий, обледенение могло произойти из-за некачественной обработки машины в аэропорту Магадана. По данным собеседника издания, эксперты уже исследовали оставшиеся в зоне обработки остатки жидкости на асфальте и якобы установили, что вместо необходимого в таких случаях антифриза на основе пропиленгликоля сотрудники наземных служб аэропорта Сокол могли применить более дешевую автомобильную «незамерзайку» на основе этилового спирта.
Этанол, вероятно, испарился с поверхностей Airbus в полете, оставив на них одну только воду. Ответственного за противообледенительную обработку самолетов в аэропорту Сокол, по данным того же источника, найти пока не могут.
22 комментария
и там же говорят что ответсвенный за обработку сбежал в неизвестном направлении. ищут
вариант со сбежавшим специалистом — уже самый устаревший… )
Ну, могу добавить, что там уже гуляет как минимум два выступления «заслуженных пилотов» с оценкой действий экипажа (читай — намёк на причину инцидента), аудиозапись якобы одного из пассажиров с описанием впечатлений, и аудиозапись якобы одного из пилотов экипажа уже после произошедшего.
И боюсь, это ещё не предел.
и только техническая ошибка какая нибудь в сми проскочит.
сейчас из за этого новости не новости а говорят то что надо (а нахрена это надо не понятно никому). обьективности в официале тоже нет.
Скачать
Источник
Самолет не обработали на земле как следует, а точнее не убрали лед с нижней части фюзеляжа перед трубками пито, из–за этого в полете этот лед отклонил и завехрил ламинарный поток, который должен поступать в трубку пито, чтобы пилотам поступали показания скорости, в итоге мы увидели unreliable speed и alternate law, далее уже сам экипаж испугался и чуть не угробил самолет своими отклонениями сайдстикОВ.
Вот как иллюстрирует это Airbus:
Вот тот самый самолет после посадки в Иркутске:
Тему можно закрывать. И аэропорт тут не при чем, нос самолета обрабатывать нельзя, только механически инженер должен отстучать весь этот лёд.