Почему для евреев синагога – не храм и не церковь. Коротко …

Раввин — не священник, в синагоге нет алтаря, кто такой «шац» и при чём тут «коэны»…

«В отделе кадров:

— Ф.И.О?
— Рабинович Исаак Соломонович.
— Национальность?
— Русский.
— Русский?
— А Исаакиевский собор, по-вашему, что — синагога?»

(Из книги «Одесский юмор. XXI век»)


У евреев синагог много, но храм — один…

Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для молитвы или совершения обряда.

Для иудеев храм — это конкретное здание в Иерусалиме, разрушенное римлянами в 70 году нашей эры и до сих пор не восстановленное. Именно там специальные священники «коэны» могли проводить богослужения, совершая жертвоприношения Богу.

Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии...


Шествие с трофеями из Иерусалима. Рельеф на арке Тита. Рим, 82 год.

Синагога — это не храм. Это место для молитвы и ритуального чтения Торы. Там собирается иудейская община. Там можно изучать священные тексты и отмечать праздники.

Храмом синагогу иудей никогда не назовёт. Она не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен. При этом в убранстве каждой синагоги присутствует множество аллюзий, отсылающих к Иерусалимскому храму.

Например, шкаф для хранения свитков Торы («арон а-кодеш») напоминает о Ковчеге Завета. Ковчег Завета — величайшая святыня иудеев, ящик с десятью заповедями, манной и посохом первосвященника Аарона, хранившийся в Иерусалимском храме. Возвышение в центре зала («бима») напоминает о жертвеннике во дворе храма...

В синагоге нет священника ...

В христианстве основа богослужения — таинство евхаристии, причастие. Совершать его имеет право только священник, то есть человек, рукоположенный епископом — членом церковной иерархии, восходящей по прямой линии к Иисусу Христу.

Таким образом, в церкви полноценное богослужение без священника невозможно...


Раввин Гааги Саул Галеви. 1764 год.

Раввин — это не священник, а знаток еврейского религиозного законодательства. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объединены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авторитет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. В этом институт раввинов похож на институт мусульманских богословов.

Для общественного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен «миньян» — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет (возраст религиозного совершеннолетия), а также свиток Торы — текст Пятикнижия, написанный на пергаменте особым способом.

Богослужение в синагоге состоит в произнесении установленных молитв. В субботы, праздники, посты и по понедельникам и четвергам к молитвам добавляется чтение свитка Торы...


Молитва в синагоге на праздник Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год.

Примерно до XIX века в традиционных еврейских общинах Центральной и Восточной Европы раввин выступал с проповедью два раза в год. Позже, сначала в Германии — по образцу протестантских пасторов, — а потом и в других европейских странах раввины начали произносить проповеди регулярно.

В синагоге есть шкаф и стол для Торы, но нет алтаря ...

Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чтения.

Все остальные детали синагогальной архитектуры сильно разнятся в разных странах...


Арон а-кодеш и амуд в синагоге города Пьятра-Нямц. Румыния, 1904 год.

Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, далее рассмотрим организацию ашкеназских синагог.


Арон а-кодеш в Большой синагоге в Сатанове. Украина, 1721 год.

По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориентированы на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, «арон а-кодеш», находится обычно у восточной стены...


Арон а-кодеш в Хоральной синагоге в Вильнюсе. 1903г.

Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распространением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отношению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе...


Арон а-кодеш в синагоге Биробиджана. 1957 год.

К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток...


Арон а-кодеш. Германия, XVIII век.

В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима...


Арон а-кодеш в Испанской синагоге в Праге.

Рядом с «арон а-кодешем» располагается «амуд» — специальный пюпитр, на котором человек, ведущий молитву, размещает молитвенник. Такой человек называется «представитель общества», «шалиах цибур» или сокращенно «шац»...


Амуд в синагоге в Мишкольце. Венгрия, 1863 год.

Им может быть любой из молящихся. В том случае, когда община нанимает для ведения богослужения профессионала с музыкальным образованием, его обычно называют «кантор» («хазан» на иврите)...


Амуд в Старой синагоге в Кракове. Польша, XVIII век.



Стол, за которым читают Тору, обычно стоит на помосте, который называется «бима» (дословно — «возвышение»)...


Тора в синагоге.

В ашкеназской традиции биму принято располагать в центре молитвенного зала, в то время как, например, в Италии она находится у стены, противоположной арон а-кодешу.


Бима в синагоге в Ансбахе. Германия, 1746 год.

Большую часть времени молящиеся сидят или стоят лицом к арон а-кодешу. Когда из него вынимают свитки Торы и переносят их на биму, всё внимание переключается на неё.

Этим синагога также отличается от церкви, в которой все священнодействие происходит в одном месте: у алтаря (у католиков) или в алтарной части церкви (в православии)...


Бима в синагоге в Ланьцуте. Польша, 1761 год.

Такая «двухполюсность» не способствует поддержанию тишины, поэтому почти во всех синагогах мира можно увидеть таблички с надписью «Запрещено разговаривать во время молитвы и чтения Торы»...


Бима в синагоге в Алба-Юлии. Румыния, 1840 год.

В XIX веке в Германии, а позже и в других европейских странах стали появляться реформированные синагоги, которые заимствовали у христианских церквей внешние формы богослужения: хоровое пение в сопровождении органа, еженедельную проповедь раввина, кантора со светским музыкальным образованием и запреты для молящихся читать молитвы в полный голос.

В Российской империи такие синагоги получили название хоральных...


Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга.

Для придания богослужению более упорядоченного характера биму в реформистских синагогах стали располагать не в центре зала, а прямо перед арон а-кодешем.

Таким образом, организация пространства в реформистской синагоге стала похожа на организацию пространства в католической или протестантской церкви, с одной фокусной точкой в виде арон а-кодеша, перед которым находится и стол для чтения Торы, и место для кантора и проповедника.

В постсоветское время хоральные синагоги перешли в руки ортодоксальных общин, и бима во многих из них была передвинута в центр зала...

В ортодоксальной синагоге женщины молятся отдельно от мужчин ...

Ещё одно важное отличие синагоги от церкви — разделение молящихся по гендерному признаку. Во время молитвы мужчины не должны видеть женщин, чтобы не отвлекаться от служения Всевышнему...


Женщины в синагоге. Гравюра Жана Батиста Пьера Михельса. XIX век.

В средневековых ашкеназских синагогах отделение для женщин находилось обычно в пристройках, связанных с молитвенным залом через небольшие окошки. Начиная с XVIII века в Центральной Европе появляются женские галереи внутри зала.

В строго ортодоксальных синагогах женские галереи имеют специальные решетки или занавески, называемые «мехица», которые не позволяют молящимся мужчинам видеть женщин, в то время как в хоральных синагогах таких решеток и занавесок нет...


В синагоге. Нью-Йорк, 1871 год.

Однако в реформистских синагогах Америки уже с XIX века женщины сидят в молитвенном зале рядом с мужчинами...

На церквях — кресты, а на синагогах — магендавид ...

Также как купола церквей увенчаны крестами, а минареты мечетей — полумесяцами, на многих зданиях синагог можно увидеть изображение шестиконечной звезды, называемой щитом Давида – «магендавид». Давид (ок. 1035–965 до н. э.) — царь народа Израиля...


Фасад синагоги в Страсбурге. 2009 год.

В современном мире «магендавид» ассоциируется с иудаизмом и евреями и даже размещен на флаге Государства Израиль...


Флаг Государства Израиль.

Однако однозначная связь между шестиконечной звездой и иудаизмом возникла лишь в XIX веке.

До этого шестиконечная звезда была широко распространена в разных культурах как солярный символ.

Солярные символы в разных культурах изначально символизировали солнце. Их значение связывалось с жизнью, щедростью и изобилием...


Мозаика в синагоге на Рикештрассе в Берлине, 2007 год.

В процессе адаптации еврейского богослужения и синагог к европейским христианским нормам возникла потребность найти символический знак для иудаизма, подобно тому как крест является символом христианства, а полумесяц — мусульманства...


Ограда синагоги на Рикештрассе в Берлине. 2002 год.

В первой половине XIX века в качестве такого символа зачастую использовались скрижали Завета, однако ближе к концу XIX века их окончательно вытеснил «магендавид»...


В Московской хоральной синагоге. 1990 год.

Другой символ иудаизма — это храмовый семисвечник, «менора». Его изображения в синагогах появились ещё в Античности и выражали мессианскую надежду на восстановление Иерусалимского храма.


Изображение меноры из синагоги в Эштемоа. III–IV века н. э.

Однако семисвечник никогда не использовался в качестве отличительного знака синагог.

Сегодня «менора» изображена на гербе Израиля …
 

  • avatar
  • .
  • +7

Больше в разделе

  • Об истоках и главных традициях праздника 18 и 19 января Крещение или Богоявление завершает рождественские святки, которые продолжаются 12 дней после Рождества Христова. Праздник в честь...

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.