Что представляет из себя новейшая крылатая ракета России Х-555, нервирующая НАТО
Сегодня часто можно услышать о том, что впервые ракета Х-555 заявила о себе во время операции в Сирии еще в 2015 году. С тех пор использовалась она еще минимум четыре раза. Разберемся же у России появилось такое высокотехнологичное оружие и на что оно способно.
Сделано в СССР.
Как говорил наш президент и главнокомандующий Владимир Владимирович, в Советском Союзе ничего, кроме резиновых изделий на ноги не делали. Так как у главы государства всегда много дел и забот, он от усталости просто запамятовал, что делали в «тоталитарном прошлом» еще всякие полезные для армии штуки вроде крылатых ракет.
Как раз одной из таких и является ракета Х-55, разработанная в стенах МКБ «Радуга» в 1981 году. На вооружение ее приняли в 1983 году. До 1986 года ракеты Х-55 выпускали на ХАПО (Харьковском государственном авиационным производственном предприятии), а после 1986 года на ВМП «АВИТЕК» в городе Киров.
Создана в МКБ Радуга.
Х-55 – это стратегическая авиационная крылатая ракета, совершающая полет на сверхнизких высотах (40-110 метров) и дозвуковых скоростях (от 720-830 км/ч). Боевая часть может быть ядерной, фугасной, кассетной или зажигательной. Как и другие ракеты в своем классе, Х-55 способна учитывать рельеф местности и корректировать маршрут и высоту движения. Предназначена она для поражения наземных целей с заранее известными координатами.
В качестве основных носителей 55-ой применяются стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. То, что Советском Союзу нужна собственная крылатая ракета подобного типа задумались еще в 1971 году. Разрабатывать в ускоренном темпе начали с 1976, а уже в 1981 году ракета впервые побывала на испытаниях. С самого начала Х-55 отлично показала себя на тестах. На первых же испытаниях еще опытного прототипа проблемы возникли только с 1 из 12 ракет.
Двигатель разработан на Мотор Сич.
Ракеты класса Х-55 построены по классической аэродинамической схеме и имеют корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6. Крылья, оперение и обтекатели выполнены из композитных материалов. До пуска Х-55 крылья находятся в сложенном состоянии и раскрываются только после запуска при помощи подрыва пиропатронов.
Большая часть внутреннего объема крылатой ракеты занята топливным баком. В движение приводится двигателем Р95-300, который был разработан Запорожским моторостроительным заводом (сегодня «Мотор Сич»). Заправляться ракеты должны дециллионом Т-10. Наведение крылатых ракет осуществляется при помощи инерциальной системы с комплексом коррекции траектории. Помимо автопилота, в ракете есть алгоритм манёвра для противодействия перехвату.
Запускаются с самолетов.
В 1987 году была принята на вооружение новая модификация 55-ки – Х-55СМ. Ракета стала чуть больше и тяжелее, дальность полета в сравнении с первоначальной моделью увеличилась с 2.5 тысяч км до 3.5 тысяч км. Возросла точность попадания ракеты. Если Х-55 должна была бить в радиус до 100 метров, то Х-55СМ стала попадать в радиус 20 метров. Собственно, Х-555 стала плодом дальнейшего развития Х-55.
Работы велись в 1990-е и 2000-е. Испытания новинки завершились только к 2015 году. Из-за увеличения боевой части дальность полета упала до 2 тысяч км. Ракета получила обновленную начинку: модернизированную систему управления, которая была дополнена спутниковой навигацией и оптико-электронной системой коррекции. Впрочем, точность Х-555 по официальным данным осталась такой же, как и у советской Х-55СМ – до 20 метров.
Впервые применена в Сирии.
В 1990-е и 2000-е ракеты Х-55 и Х-55СМ не раз становились предметом международных скандалов и громких репортажей. Так в 1999 году Украина рассчиталась с Россией за поставки газа передачей 575 советских крылатых ракет. В 2000 и 2001 году ракеты дважды нелегально продавались небольшими партиями в Китай и Иран. И только в 2015 году Х-555 попали на передовицы газет, как оружие, используюемое Россией в Сирии.
1 комментарий
Никогда Путин так не говорил!
Он говорил: