Ошибка соевых релокантов
Есть такая вредная и очень умная бабка, экономист Наталья Зубаревич. Выступает на либеральных площадках, но прежде всего профи, блестящий оратор. Здесь она подводит итоги 2022 года в экономике, весной 2022 года она еще была настроена пессимистично и критично, но факты — упрямая вещь.
Не люблю видео, но и доклад, и, особенно, ответы на вопросы соевых релокантов (выступление происходит в Грузии) — это просто блестяще.
Краткое содержание видео: бабка рассказывает, что несмотря на санкции российская экономика в целом чувствует себя прекрасно, власти ведут грамотную финансовую и социальную политику, бизнес успешно проводит импортозамещение. Есть и серьёзные проблемы, связанные с дефицитом рабочей силы на рынке труда, однако они связаны не столько с СВО (мобилизованные и контрактники), сколько с общей демографической ситуацией. Пенсии и зарплаты в стране растут, магазины заполнены, бюджет работает исправно, с производством, за исключением отдельных секторов вроде автопрома, всё хорошо. Рассчитывать на обвал экономики страны, на революцию и смену власти – бессмысленно.
На вопрос одного из релокантов, на что же им тогда надеяться, спикер даёт весьма красноречивый ответ – «на ваше долголетие».
И действительно, многие в прошлом году убежали из России именно из-за уверенности в том, что в стране из-за военных действий и санкций якобы всесильного Запада наступит экономический суперкризис, а за ним революция или даже гражданская война. Расчёт был на то, чтобы переждать тёмные времена за границей, а затем, возможно, вернуться на руины страны с пачкой денег в кармане и с ощущением морального превосходства, пополнив ряды элиты новой «свободной России».
Всё это оказалось иллюзией. Россия стала только крепче, экономика после незначительного сокращения в прошлом году восстановилась. Отъезд нескольких сот тысяч представителей креативного класса усложнил жизнь их бывшим работодателям, но в целом ни на что особенно не повлиял. Разве что дефицит кадров усилился и зарплаты, на радость оставшимся в стране патриотам, заметно выросли.
PS. В материале бабка произнесла термин – “Жесткий дискаунтер”. Соевые релоканты это поняли так, что вот как народ у Путина обнищал – экономит на спичках. А бабка, не будучи специалистом в торговле – не стала тему развивать.
Так вот – “Жесткий дискаунтер” совсем не означает, что вам продают самое дешевое гогно. Он означает совсем иное.
“Жесткий дискаунтер” – это торгово-логистическая система, главным и основным преимуществом которой над конкурентами является существенно более низкая цена на точно такой же товар.
Чтобы обеспечить более низкую цену – система снижает все издержки, и прежде всего не связанные напрямую с процессом реализации товара. Например – расходы на рекламу обрезаются практически до нуля, поскольку они ничем не улучшают товар. Это впустую прогаженные деньги, которые придется закладывать в маржу продажи.
Точно так же вводится экономия на оформлении торговых площадей – используются самые дешевые помещения (обычно склады в промзонах) с минимальным, самым простым оборудованием, никакой красоты и дорогих отделочных материалов, никаких увивающихся вокруг покупателей продаванов. Из ассортимента удаляются все скоропортящиеся товары – чтобы сократить пересортицу. Чтобы меньше воровали в зале самообслуживания – используются крупные фасовки товара, которые не засунешь не только в карман, но даже под курткой не скроешь. Ну и так далее.
Вплоть до того, что вместо охлаждаемых витрин для товаров, требующих низких температур для хранения – используются комнаты-морозильники, в которые непосредственно заходят покупатели. Вот для примера комната охлаждёнки ЖД «MERE»:
Тут температура примерно +8 градусов. А есть еще комната морозилки, где лежит замороженное мясо и царствует суровый минус.
«MERE» является одной из крупнейших сетей в формате «жесткий дискаунтер» на рынке Восточной Европы. Внезапно для многих – это русская сеть, просто в РФ она называется “Светофор”. Принадлежит семье Шнайдеров (поволжских немцев, бизнес они начали с Красноярска). Квадратиш, практиш, гут. Цены на 20-30% ниже среднерыночных, но по некоторым позициям разница может быть двухкратной – и это за тот же самый товар, что продают в Магните или Ленте.
Очень часто торговые площади выполняют и роль склада – товар на паллетах завозят и складируют прямо в “торговом зале”, и с паллет же покупатели товар забирают.
И только после снижения прямых издержек на реализацию идет оптимизация закупки – давление на поставщиков, чтобы получить низкую цену на большие партии, перехват так называемых “хвостов” (остатки от партии товаров – когда у производителя была закуплена огромная партия по хорошей цене, но не всю её удалось распихать по нормальным магазинам, и “хвост” лежит на складе, занимает место и омертвляет капитал – тут-то и приходит дискаунтерщик и предлагает забрать весь “хвост”, но дешево), и так далее.
Как правило, ЖД не заказывают товары под своим лейблом – они торгуют теми брендами, что им отгружают производители. Хочешь, чтобы твой новый бренд узнали? Отдай его в ЖД – они возьмут дешево, но зато у них это разметут быстро, и быстро получится база покупателей, знакомых с новым брендом. Да-да, это работает – в “Светофоре” кроме знакомых товаров вы обнаружите самые чудесные бренды, про каких и не слышали никогда и нигде. По такой цене – имеет смысл попробовать новое, не правда ли?
Существует иллюзия, что в “жестких дискаунтерах” якобы отовариваются нищеброды. На самом деле – нет. Нищеброды отовариваются в так называемых “магазинах шаговой доступности”, или в лучшем случае в “Пятерочках” – а в жесткие дискаунтеры ездят люди на собственных машинах, закупающие жрачево и расходники целыми телегами – на весьма кругленькие суммы. Нищеброду просто неудобно тащиться куда-то на окраину города в промзону (где, как правило, располагается ЖД – потому что именно там самая низкая ставка аренды квадратного метра площади склада), чтобы при этом купить далеко не все товары, что нужны для дома (не забываем – в ЖД нет ничего скоропортящегося, например, хлеба с булкой).
Типичная картина ЖД – непрезентабельный ангар с простой вывеской, перед которым рядами стоят дорогущие джипы навроде Ренжроверов и Крузаков, в багажники которых крепкие мужички переваливают товар из доверху наваленных корзин на колесах.
Расцвет ЖД наступает не тогда, когда народ нищает – а тогда, когда народ во-первых богатеет, а во-вторых пресыщается “премиальными” магазинами, и на него перестает действовать реклама. Тут-то и приходит понимание, что массовый товар – он везде примерно одинаковый, причем в ЖД он, из-за быстрой продаваемости и относительно небольших складских запасов, еще и как правило свежий, в отличие от. Тухлятина – она вся в пафосных магазинах, хе-хе.
«Группа социально значимых продуктов, таких как молоко и хлеб, никогда не являлась приоритетной ни для «Светофора», ни для Mere. Как правило, она в принципе у нас отсутствует, — объясняет Чкалов. — Мы никогда не торговали свежим хлебом, а молочная продукция появляется в магазине по ситуации — если находим поставщика и товар по подходящеей цене». На самом деле молочка у них есть, но это молочка длительного хранения – пастеризованное молоко и так далее. Однако эта деталь достаточно красноречиво свидетельствует, что ЖД совсем не гонится за “малоимущим” покупателем.
Я, например, постоянно покупаю в “Светофоре” карбонад и иное копченое деликатесное мясо, а один знакомый бизнесмен берет в нем говядину чуть ли не полутушами (я утрирую, но реально огромными кусками по 20-30 кило, мясо любит). Вряд ли такое могут покупать малоимущие – и оно там постоянно есть. Или вот, скажем, пельмени – из относительно дешевых там изредка встречается Ложкарёв, а так основная масса – “Сибирская коллекция” (причем премиальные линейки, а не дешевая линия) и ей подобные, то есть люкс и топ. Только ценник на них такой, как в недорогой “Ленте”-гипер на Ложкарёва. Ничего подобного типичным лентовским пельменям по 80 рублей за кг я там никогда не видел (что наглядно показывает – нищеброд не главный клиент ЖД).
Для нищебродов там есть разве что сегмент продуктов, которые кассиры называют “алкашка”. Вот там да – дешевейшие портвейны, бормотень-вина и вот это всё. Но одновременно есть премиальные водки и коньяки – по чудесным ценам, которые, тем не менее, рядовым алкашам явно не по карману.
0 комментариев