Забытый гений: художник А. Н. Новоскольцев и его творчество

Художник А. Н. Новоскольцев был успешен и востребован при жизни, но со временем оказался почти забыт. О самом мастере информации сохранилось не так много, но зато дошли до наших дней некоторые замечательные картины.

«На исповеди», А.Н. Новоскольцев, 1888. Тамбовская областная картинная галерея


Александр Никанорович Новоскольцев родился 17 ноября 1853 года в уездном городе Землянске Воронежской губернии в мещанской семье. В 12 лет он вместе с братом и овдовевшим отцом стал послушником Задонского Богородицкого монастыря. Он окончил работавшую при монастыре школу грамотности, живописи и резного золотильного искусства. Затем он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были известные художники и талантливые педагоги Василий Перов и Евграф Сорокин.

За время учёбы он был награждён двумя малыми серебряными медалями, что дало ему право продолжить обучение в натурном классе Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. В Академии он тоже был отмечен не раз: малая и большая серебряная медаль (1879), малая золотая за картину «Иаков узнаёт одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет»(1880), большая золотая медаль и звание классного художника 1-й степени за картину «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» (1881).

Забытый гений: художник А. Н. Новоскольцев и его творчество

 

«Иаков узнает одежды Иосифа» (1880)


Картина на библейский сюжет. Завистливые братья продают Иосифа в рабство, а отцу показывают его окровавленную одежду, чтобы убедить в том, что юношу загрызли дикие звери.

«Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на выступление против рати Мамая» (1881)


Историческая и религиозная живопись были тесно связаны. И здесь видно, как менялась мода в живописи, если, например, сравнить с дипломной работой наставника Новоскольцева Евграфа Сорокина, за которую тот три десятилетия назад получил аналогичную награду.

 

Евграф Сорокин «Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира» (1849)


Русский богатырь 1849 года изображён как обнажённый античный герой, а то, что действие происходит совсем не в древней Греции, показывает только группа воинов на заднем плане уже в более подобающей богатырям одежде. В 1880-х мода изменилась, академический стиль потеснил реализм, к тому же в обществе проснулся интерес к отечественной истории и традиционному русскому костюму.

 

«Уголок Венеции» (1885) Калининградский областной музей изобразительных искусств


Большая золотая медаль давала право на пенсионерскую поездку в Европу. В 1882 – 1886 годах молодой художник жил и работал во Франции, Германии, Англии, Бельгии, Голландии. За время зарубежной поездки им написаны картины «Уголок Венеции», «Дети-рыбаки в Бретани», «После маскарада», «Венецианский садик» и «Летописец».

 

«Летописец» (1887)


Вернувшись в Россию, художник получил звание адьюнкт-профессора и начал преподавать в Академи и училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица. Также Новоскольцев работал в храмах, писал иконостасы, в том числе для Таллинского кафедрального собора.  Он создал мозаики в Храме Спаса на Крови: на юго-восточном подкупольном пилоне «Преподобные Прохор и Никон Печерские», «Мученицы Лидия и Анастасия», «Апостолы Евод и Иуст».

 

«Последние минуты митрополита Филиппа» (1889)


В 1889 году за картину «Последние минуты митрополита Филиппа» художник получил звание академика живописи. Сюжет вновь из российской истории. Собравшись в поход на Великий Новгород, Иван Грозный хотел получить благословение и послал печально известного Малюту Скуратова к митрополиту Филиппу. Тот благословить отказался, за что был убит.

 

Из книги Ф. И. Булгакова «Наши художники (Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия. Биографии, портреты художников и снимки с их произведений» (1890)

 

Новоскольцев в своей мастерской, 1902


Новоскольцев умер в 1919 году в Петрограде.

Другие работы мастера

 

«Светлана» (1889) Вольский краеведческий музей


Картина на сюжет знаменитой баллады Жуковского. На ней показан популярный способ гадания. Девушка садилась перед зеркалом, ставила по бокам свечи, а рядом помещала второе зеркало, чтобы одно отражалось в другом, образуя зеркальный коридор. Считалось, что если в него долго вглядываться, то можно увидеть суженного.

 

«После маскарада» (1890) частная коллекция


Другое название — «После вечеринки». Эта картина была продана на аукционе Sotheby's за 36000$. Маскарад считался весьма неоднозначным мероприятием. Если в 18 — начале 19 века это было развлечение для дворян, которое устраивали при дворе или в домах уважаемых господ, то позже появились и общедоступные, со входом по билетам. Они стали местом легкомысленных знакомств и нередко рассадниками проституции. Вечер у девушки удался. Судя по одежде и особенно трико, скорее всего, она — артистка. В трико выступали танцоры.

 

«Опричники в доме опального боярина» (1880-1890) Музей Академии художеств


Ещё одна картина на исторический сюжет, но здесь автор добавил тему сексуального насилия. К тому моменту эта тема перестала быть табуированной в живописи. Если раньше об этом художники просто намекали зрителю, или об этом было понятно из контекста, по названию, то теперь всё изображали натуралистичнее, и подобные сюжеты только привлекали публику. В этом плане картина напоминает написанную ранее картину «Болгарские мученицы» Константина Маковского.

 

«Разрешите обратиться» (1889)

 

Портрет тверского губернатора Афанасия Николаевича Сомова

 

«Юные грёзы» (1906)

 


«Смерть Патриарха Гермогена (В период польско-литовского нашествия)» (1915)

 

  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.