Забытый гений: художник А. Н. Новоскольцев и его творчество
Художник А. Н. Новоскольцев был успешен и востребован при жизни, но со временем оказался почти забыт. О самом мастере информации сохранилось не так много, но зато дошли до наших дней некоторые замечательные картины.
Александр Никанорович Новоскольцев родился 17 ноября 1853 года в уездном городе Землянске Воронежской губернии в мещанской семье. В 12 лет он вместе с братом и овдовевшим отцом стал послушником Задонского Богородицкого монастыря. Он окончил работавшую при монастыре школу грамотности, живописи и резного золотильного искусства. Затем он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были известные художники и талантливые педагоги Василий Перов и Евграф Сорокин.
За время учёбы он был награждён двумя малыми серебряными медалями, что дало ему право продолжить обучение в натурном классе Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. В Академии он тоже был отмечен не раз: малая и большая серебряная медаль (1879), малая золотая за картину «Иаков узнаёт одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет»(1880), большая золотая медаль и звание классного художника 1-й степени за картину «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» (1881).
Картина на библейский сюжет. Завистливые братья продают Иосифа в рабство, а отцу показывают его окровавленную одежду, чтобы убедить в том, что юношу загрызли дикие звери.
Историческая и религиозная живопись были тесно связаны. И здесь видно, как менялась мода в живописи, если, например, сравнить с дипломной работой наставника Новоскольцева Евграфа Сорокина, за которую тот три десятилетия назад получил аналогичную награду.
Русский богатырь 1849 года изображён как обнажённый античный герой, а то, что действие происходит совсем не в древней Греции, показывает только группа воинов на заднем плане уже в более подобающей богатырям одежде. В 1880-х мода изменилась, академический стиль потеснил реализм, к тому же в обществе проснулся интерес к отечественной истории и традиционному русскому костюму.
Большая золотая медаль давала право на пенсионерскую поездку в Европу. В 1882 – 1886 годах молодой художник жил и работал во Франции, Германии, Англии, Бельгии, Голландии. За время зарубежной поездки им написаны картины «Уголок Венеции», «Дети-рыбаки в Бретани», «После маскарада», «Венецианский садик» и «Летописец».
Вернувшись в Россию, художник получил звание адьюнкт-профессора и начал преподавать в Академи и училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица. Также Новоскольцев работал в храмах, писал иконостасы, в том числе для Таллинского кафедрального собора. Он создал мозаики в Храме Спаса на Крови: на юго-восточном подкупольном пилоне «Преподобные Прохор и Никон Печерские», «Мученицы Лидия и Анастасия», «Апостолы Евод и Иуст».
В 1889 году за картину «Последние минуты митрополита Филиппа» художник получил звание академика живописи. Сюжет вновь из российской истории. Собравшись в поход на Великий Новгород, Иван Грозный хотел получить благословение и послал печально известного Малюту Скуратова к митрополиту Филиппу. Тот благословить отказался, за что был убит.
Новоскольцев умер в 1919 году в Петрограде.
Другие работы мастера
Картина на сюжет знаменитой баллады Жуковского. На ней показан популярный способ гадания. Девушка садилась перед зеркалом, ставила по бокам свечи, а рядом помещала второе зеркало, чтобы одно отражалось в другом, образуя зеркальный коридор. Считалось, что если в него долго вглядываться, то можно увидеть суженного.
Другое название — «После вечеринки». Эта картина была продана на аукционе Sotheby's за 36000$. Маскарад считался весьма неоднозначным мероприятием. Если в 18 — начале 19 века это было развлечение для дворян, которое устраивали при дворе или в домах уважаемых господ, то позже появились и общедоступные, со входом по билетам. Они стали местом легкомысленных знакомств и нередко рассадниками проституции. Вечер у девушки удался. Судя по одежде и особенно трико, скорее всего, она — артистка. В трико выступали танцоры.
Ещё одна картина на исторический сюжет, но здесь автор добавил тему сексуального насилия. К тому моменту эта тема перестала быть табуированной в живописи. Если раньше об этом художники просто намекали зрителю, или об этом было понятно из контекста, по названию, то теперь всё изображали натуралистичнее, и подобные сюжеты только привлекали публику. В этом плане картина напоминает написанную ранее картину «Болгарские мученицы» Константина Маковского.
0 комментариев