Первые колымские драги отправились к месту работы 77 лет назад

День в истории – 9 января

Тематическое фото: biznes-gazeta.ru

9 января 1948 года Приказом ГУСДС №13 отправились к месту будущей работы первые колымские драги, для своевременного начала их монтажа и выполнения всех подготовительных работ.

Известно, что первые 5 электрических драг американской компании «Yuba Manufacturing Corporation» («Юба») с черпаками емкостью 210 литров были завезены на Колыму еще в 1946 году. Однако закупленные драги поставлялись некомплектно, поэтому в течение 1947 года Дальстройпроект разработал проект их доукомплектования. Все недостающее оборудование было заказано на заводах центральных районов СССР.

С началом 1948 года первые две драги направили в Западное ГПУ для отработки нижней части Чай-Урьинской россыпи между разведочными линиями №108–50 с последующей отработкой старых отвалов прииска имени Чкалова. Третья драга направилась в Тенькинское ГПУ для отработки части Омчакской россыпи между разведочными линиями №190–217.

Разные источники предлагают разные даты, но известно, что монтаж и пробный запуск первой драги на Колыме был совершен в августе – сентябре 1949 года в Чай-Урьинской долине на прииске имени Чкалова (ЗГПУ). Через 17 дней после запуска был получен промышленный металл — первое на Колыме дражное золото.

Начальником драги был товарищ Шувалов, будущий директор прииска имени Фрунзе, а первым драгером драги — Федор Иванович Халезин, чьим именем впоследствии названа улица в поселке Холодный Сусуманского района.

ТАКЖЕ В ЭТОТ ДЕНЬ

  • 9 января 1933 года Приказом по Дирекции гостреста «Дальстрой» №8 в составе Капдорстроя организована строительная контора «Строительство порта бухты Нагаева». Вскоре начались первые строительные работы на месте будущего морского торгового порта Магадана.

В задачи конторы входили: отсыпка территорий порта, строительство причалов и дороги между бухтами Нагаева и Гертнера. Уже 6 декабря 1933 года к первому деревянному причалу, 12-метровому ряжу, который соединялся дамбой с берегом, пришвартовался пароход «Уэлен» и тут же встал под разгрузку, так начал свою деятельность Магаданский морской торговый порт.

В последующие годы строительство продолжилось, и соответствующий статус порт Нагаево официально получил только постановлением Совнаркома СССР от 29 июня 1936 года. Нынешнее название Магаданский морской торговый порт получил приказом министра морского флота от 16 мая 1977 года.

  • 9 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия представил отчет о выдающихся успехах треста Дальстрой в личном письме Иосифу Сталину:

«НКВД СССР докладывает, что Дальстрой НКВД 29 декабря 1943 года закончил выполнение установленного Правительством плана золотодобычи 1943 года. Добыто 70 тонн химически чистого золота. Олова добыто 3000 тонн (в пересчете на чистый металл). Благодаря энергичной и настойчивой работе начальника Дальстроя товарища Никишова, начиная с 1940 года, Дальстрой резко увеличил добычу золота и олова.

За семь первых лет существования Дальстроя по 1939 год Дальстрой добыл 228,6 тонны золота. За последние четыре года, 1940–1943, добыто золота — 305 тонн. За 1936–1939 года добыто олова в концентрате — 762 тонны. За последние четыре года, 1940–1943, добыто олова в концентратах — 12627 тонн.

Работа Дальстроя, особенно в годы войны, протекала в крайне трудных условиях при серьезном уменьшении завоза материалов, оборудования и рабочей силы. Дальстрой обеспечивал в условиях военного времени выполнение плана по золото- и оловодобыче в значительной степени путем мобилизации внутренних ресурсов...», — писал Лаврентий Павлович.

  • 9 января 1949 года газета «Советская Колыма» рассказала об успехах кооператива «Дальстроевец», что вел строительные работы в центральных районах страны. В частности, в 1948 году под Москвой, на 51 километре по Северной железной дороге, дачностроительным кооперативом было построено 9 дач, стоимость которых составляла от 35 до 45 тысяч рублей.
  • 9 января 1959 года «Магаданская правда» сообщила о состоявшейся в редакции встрече с участниками первого учредительного съезда писателей РСФСР Борисом Некрасовым и Юрием Рытхэу.

В следующем 1960 году Борис Некрасов, поэт, прошедший Великую Отечественную войну и награжденный многими орденами и медалями, был избран руководителем официально созданной Магаданской областной писательской организации. В ту пору в области, помимо самого Некрасова и Юрия Рытхэу, было всего три профессиональных писателя — Галина Остапенко, Виктор Кеулькут и Владимир Сергеев.

  • 9 января 1965 года образован Второй Магаданский объединенный авиаотряд в составе 258-го летного отряда и аэропорта Магадан-13. На 13 километре основной трассы он и базировался до расформирования в 2001 году.
  • 9 января 1997 года состоялось первое заседание Временной чрезвычайной комиссии (ВЧК) при губернаторе Магаданской области по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, которое вел сам губернатор Валентин Цветков.

Председателем комиссии был назначен первый заместитель губернатора В.И. Кобец. Комиссия имела полномочия проводить проверки деятельности юридических лиц и привлекать к ответственности руководителей за неуплату налогов и нарушение законодательства.

 

источник

  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.