Как разрушали СССР: Чернобыльский удар

Как разрушали СССР: Чернобыльский удар

Чернобыльская АЭС с разрушенным четвёртым реактором. Фото Владимира Репика.

Словосочетание «мирный атом» прочно вошло в сознание советских людей. Тому имелось немало оснований: уже четверть века споро ломал льды атомоход «Ленин», быстрыми темпами развивались радиационные медицина, дефектоскопия и другие отрасли науки и техники, где атом успешно ставили в производственную упряжку.

В СССР исправно работали 15 атомных электростанций, первые из которых – Нововоронежская и Белоярская, были введены в строй ещё в 1964 году.

Строились 11 новых, в том числе Крымская, которая «должна была обеспечить электроэнергией весь Крымский полуостров, а также создать задел для последующего развития промышленности региона – металлургической, машиностроительной, химической». Часть мощностей планировалось пустить на опреснение воды, попутно решив эту извечную проблему Крыма. И это не считая Одесской и Харьковской АТЭЦ (атомных теплоэлектроцентралей), которые должны были задёшево обогреть и обеспечить горячей водой эти города-миллионники.

Советские технологии успешно экспортировались.

Производственными объединениями «Атомэнергоэкспорт» и «Зарубежатомэнергострой» велось строительство около тридцати атомных энергоблоков в Финляндии, Польше, Чехословакии и на Кубе. Помимо обеспечения советских людей копеечной электроэнергией, мирный атом начал приносить в казну валюту.

…Всё изменили «шесть секунд, которые потрясли мир», как сказал корреспонденту газеты «Події, пригоди, факти» заместитель главного инженера ЧАЭС А.С. Дятлов, на тот момент отбывавший наказание (10 лет лишения свободы – максимальный срок, предусмотренный по части 2 статьи 220 Уголовного кодекса УССР: «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или цехах») в Божковской колонии № 16 близ Полтавы.

Те роковые шесть секунд отсчитали часы на щите управления четвёртым блоком управления Чернобыльской атомной электростанции сразу после того, как стрелки миновали отметку часа ночи, 23 минут и 40 секунд.

Случилось это 26 апреля 1986 года, 36 лет тому назад.

«Мирный атом» вырвался из своих оков, сея смерть и заражая лучевой болезнью людей, животных и территории, делая их непригодными для проживания и хозяйственного использования.

Анатолия Дятлова, а с ним ещё несколько человек, включая директора ЧАЭС В.П. Брюханова и главного инженера М.М. Фомина, судили «не просто так», «найдя крайних», как они заявляли.

Сотрудники следственной группы Прокуратуры СССР с огромным риском для жизни не раз проникали в зал управления четвёртым энергоблоком, вынесли оттуда документацию и оперативные журналы, а также так называемые ленты мощности, называемые своеобразными «чёрными ящиками реактора», фиксирующими его «пульс» и действия персонала.

Факт постороннего вмешательства, попросту говоря – диверсии, следователями был отброшен: исследовать вещественные доказательства не представлялось возможным, так как реакторный зал был полностью разрушен и завален радиоактивными обломками.

А после и вовсе похоронен в объекте «Укрытие», далее (в 2017 году) накрытым «новым безопасным конфайнментом». Демонтаж оборудования и очистку площадки планируется произвести где-то в 2065 году.

Теперь в Чернобыльской зоне по технологиям американской компании Holtec International на американские кредиты строят ЦХОЯТ – Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива. Церемония начала строительства состоялась 26 августа 2015 года, на ней присутствовала американская послица Мэри Йованович. Введение ЦХОЯТ в эксплуатацию предполагалось в мае 2021 года.

Публичный доступ на такие объекты ограничен (кроме заморских технологов, естественно), заявленный срок хранения ОЯТ — 100 лет.

Так что возможность до чего-либо докопаться ещё, чтобы понять причины аварии – перспектива очень отдалённая, если она вообще существует.

Персонал станции, оказавшийся на скамье подсудимых, «частично признавая свою вину», в гораздо большей степени возлагал её на разработчиков РБМК-1000.

Ответ был дан натурным испытанием, проведенным в 1989 году на Ленинградской АЭС, все четыре энергоблока которой используют РБМК-1000, «реакторы чернобыльского типа», как их «окрестила» пресса.

При воспроизведении тех же условий, что и в ту трагическую ночь 26 апреля, ничего подобного чернобыльской аварии не произошло.

Вывод: «реактор оказался так надёжен, что работа даже в самых критических режимах не вывела его из строя».

Официальная версия развития событий на ЧАЭС была предоставлена в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в августе 1986 года, и главный вывод её был таков: «Первопричиной аварии является совсем маловероятное сочетание нарушения порядка и режима эксплуатации, допущенное персоналом станции».

А.С. Дятлов был досрочно освобождён в связи с заболеванием, прошёл курс лечения в ожоговом центре в Мюнхене, написал книгу «Чернобыль. Как это было», где отстаивал свою точку зрения на события, и умер 13 декабря 1995 года от рака костного мозга в возрасте 64 лет.

Являлся автором многочисленных обращений в разные ведомства, в том числе МАГАТЭ, в которых утверждал: причина аварии – несовершенство реактора РБМК, а персонал действовал правильно.

Чернобыльская авария все истекшие 36 лет не переставала занимать умы и сердца учёных, публицистов, кинематографистов и писателей, сочинивших тысячи статей, сотни книг, снявших десятки документальных и художественных фильмов и сюжетов о крупнейшей катастрофе в атомной энергетике ХХ века.

Сформировалось более ста «теорий» случившегося, заметное место среди которых заняла версия о постороннем вмешательстве.

Она имеет достаточно много сторонников, начиная от члена правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии академика В.А. Легасова, внезапно покончившего жизнь самоубийством 26 апреля 1988 года, во вторую годовщину катастрофы, но успевшего надиктовать несколько кассет магнитофонных записей о малоизвестных фактах аварии – и до первого заместителя председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии И.И. Никитчука, имеющего 30-летний опыт работы в области ядерного оружия, заявившего о диверсии с трибуны российского парламента в 2012 году.

Данная теория, снисходительно именуемая конспирологической, имеет под собой тем не менее немалые основания.

Обратим внимание на такое, в частности, обстоятельство: невдалеке от ЧАЭС была построена и в апреле 1986 года проходила государственные испытания загоризонтная радиолокационная станция для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет РЛС 5Н32 «Дуга» (объект «Чернобыль-2»).

В ходе пробных включений она уже доставила большие неудобства натовским стратегам, позволяя видеть их действия как на ладони.

Стоимость станции составляла около 7 миллиардов рублей. Была остановлена 26 апреля 1986 года ввиду невозможности эксплуатации в условиях сильного радиоактивного заражения.

Такая же станция в посёлке Большая Картель, рядом с Комсомольском-на-Амуре, была снята с боевого дежурства 14 ноября 1989 года «в связи с изменением международной обстановки».

Третью, возле Николаева, закрыли и демонтировали в начале 2000-х годов, уже при «независимой» Украине. Кому это было выгодно? Ответ очевиден.

…Первыми к месту аварии прибыли три отделения ВПЧ-2 по охране ЧАЭС во главе с лейтенантом внутренней службы Владимиром Правиком, и следом – караул 6-й городской пожарной части из Припяти под командованием лейтенанта Виктора Кибенка. Их действия координировал майор Леонид Телятников.

Героическими усилиями огнеборцев четыре часа спустя пожар был локализован, пламени не дали переброситься на работающий соседний 3-й энергоблок.

Уже на следующий день, 27 апреля, была создана правительственная комиссия, которую возглавил заместитель председателя Совета министров СССР Б.Е. Щербина, немедленно вылетевшая в район происшествия.

В её состав вошёл химик-неорганик академик В.А. Легасов, сотрудник института-разработчика реактора. Он предложил забрасывать «тлеющий» реактор особой смесью из боросодержащего вещества, доломитов и свинца. Начальник штаба ВВС Киевского военного округа генерал-майор авиации Н.Т. Антошкин обеспечил непрерывный «конвейер» вертолётов с засыпкой, лично участвуя в операции, проведя в воздухе в зоне АЭС десятки лётных часов.

Уже за первый год работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС её участниками стали свыше 240 тысяч человек: пожарных, военнослужащих, милиционеров, учёных, врачей, представителей многих других специальностей.

Ими использовались тысячи единиц военной и специальной техники. Только прямые затраты, связанные с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС за 1986-1990 годы, составили, по справке Минфина СССР, 12,6 миллиарда рублей в ценах 1986 года.

Всего же, по заключению Государственной экспертной комиссии Госплана СССР 1991 года, экономические потери от катастрофы (включая период до 2000 года), исчислялись 180-250 миллиардами рублей. Что по коммерческому курсу на момент составления этой справки составляло более 125 миллиардов долларов.

И это без учёта затрат на лечение ликвидаторов аварии, количество которых возросло за пятилетку до 600 тысяч человек…

Последствия аварии на ЧАЭС сложно оценить в самой полной мере.

Из-за радиофобии, разгоняемой источниками из-за рубежа, бездумно подхваченной отечественными СМИ, было остановлено строительство Азербайджанской, Башкирской, Грузинской, Дальневосточной, Костромской, Краснодарской, Ростовской, Татарской, Чигиринской (УССР) и Южно-Уральской АЭС (не считая многих атомных станций теплоснабжения: Воронежской, Горьковской и прочих). Степень готовности некоторых из них составляла 80 и более процентов.

Атомной энергетике СССР были нанесены в 1986 году огромные репутационные потери на международном рынке.

И в этом смысле Чернобыль продолжает осуществлять свою отравляющую деятельность: достаточно вспомнить хотя бы недавний нашумевший американский сериал под этим названием, насквозь лживый. Но удачно совпавший во времени с разворачивающимся строительством АЭС «Аккую» (Турция), «Куданкулам» (Индия), «Руппур» (Бангладеш) и многих других проектов госкорпорации «Росатом».

Так что классический вопрос криминалистов о том, кому была выгодна катастрофа в Чернобыле, не стоит, ответ на него очевиден.

Тихомир Павлов

  • avatar
  • .
  • +9

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.