Непростая судьба Ксан Ксаныча из фильма «Девчата», выходившего на сцену без ног: Виктор Байков

Слава пришла к этому актёру поздно, уже почти в 40-летнем возрасте, однако до этого времени он не сидел сложа руки. Виктор Байков принял решение стать актёром ещё в детстве, а затем упорно шёл к своей цели, преодолевая множество преград на своём пути.

Когда на экраны вышел фильм «Девчата», актёр проснулся знаменитым, но широкая популярность и всенародная любовь пришли к нему после того, как он начал сниматься в «Кабачке «13 стульев». Он до конца своих дней выходил на театральную сцену, правда, зрители даже представить себе не могли, чего стоил ему каждый шаг.

Трудное детство

Виктор Байков появился на свет в простой крестьянской семье в 1922 году, но мальчику не было ещё и года, когда семья отправилась на поиски лучшей жизни в столицу. Конечно, молодым родителям с двумя детьми (у Виктора был старший брат Николай) было непросто, к тому же скоро у них родились ещё две дочери. Глава семьи освоил профессию водителя трамвая, а его жена поначалу трудилась уборщицей в том же трамвайном депо, позже перешла на должность кондуктора. Работали родители много, а дети оставались дома одни.

Времена были сложные, особых разносолов в семье не было, детям на день, пока мама и папа отсутствовали, полагалось по куску хлеба, слегка смоченного ароматным растительным маслом и посыпанным крупной солью. Дети в отсутствие родителей были предоставлены сами себе. Старшие, понятное дело, подружились с мальчишками во дворе и пропадали целыми днями в компании, девочки тоже не скучали.

Родители опасались, что Николай и Виктор, связавшись со шпаной, вырастут хулиганами, однако они всё же смогли оторваться от дурной компании. Правда, в жизни Виктора случалось всякое. Были и приводы в милицию, и побег оттуда с прихваченным фотоаппаратом, «плохо висевшим» на стене. В общем, хлопот родным он доставил в подростковом возрасте и в юности немало.

Потом он подрос, посерьёзнел, научился думать своей головой и решил стать артистом. Тем более что старший брат Николай к тому моменту уже учился в Щепкинском училище и с восторгом рассказывал Виктору об увлекательной студенческой жизни, о прекрасных педагогах и весёлых однокурсниках. Виктор тем временем с удовольствием принимал участие в школьной самодеятельности, стал посещать занятия в драматическом кружке, успел влюбиться в джаз и научился лихо отбивать чечётку.

Позже Виктор Байков стал студентом в студии при легендарном камерном Театре Таирова, но страстно рвался на сцену. Он даже смог добиться аудиенции у главного режиссёра Театра Красной армии Алексея Попова с просьбой принять его в труппу и был зачислен во вспомогательный состав.

С Камерным театром молодому актёру пришлось проститься, но зато, когда его призвали в армию, он проходил её непосредственно в театре. В составе команды артистов он встретил войну, был эвакуирован, прослужил на разных должностях до самой победы, которую встретил уже в Москве, будучи старшим писарем на автобазе Генштаба.

Через тернии к звёздам

После войны Виктор Байков решил, что настало самое время получить актёрское образование и довольно легко поступил в ГИТИС на курс Николая Плотникова. Во время прослушиваний все члены приёмной комиссии не могли унять смех, слушая, как читает абитуриент стихотворение Симонова «Убей его». Сев на студенческую скамью, Виктор Байков готов был отстаивать собственное мнение перед педагогами и однажды серьёзно перегнул палку.

На занятиях по хореографии, когда преподаватель пыталась направить руки Виктора и обозначить правильную позицию, у молодого человека это не слишком получалось, да и вообще он, мастерски овладевший выбиванием чечётки, имел своё видение на этот счёт. Но хореограф не сдавалась, и студент довольно жёстко воспротивился, да ещё и обозвал педагога профурсеткой. Подобное проявление неуважения к учителю было покарано по всей строгости: студента попросту отчислили из института.

В тот момент мастера курса Плотникова на месте не было, а откатить ситуацию назад и принять студента снова он уже не мог. Зато дал рекомендацию Виктору Байкову в Театр Сатиры, написав письмо Валентину Плучеку, с которым и направился молодой человек к главному режиссёру. Так актёр был принят в труппу легендарного театра во вспомогательный состав. Небольшие роли, которые играл Виктор Байков на сцене, могли бы привести его в будущем к большому успеху, но жизненные обстоятельства заставили его покинуть театр.

Многие источники говорят о том, что Виктор Байков был очень стеснительным человеком, поэтому так и не смог жениться. Но Алексей Тремасов, соавтор энциклопедии «Актёры отечественного кино», исследователь творчества деятелей культуры и научный сотрудник музейного отдела Киностудии имени Горького, утверждает, что Виктор Байков был женат и имел сына. Его избранницей стала актриса Московского областного театра драмы Людмила Цофина, которая родила любимому мужу сына Алексея. Именно из-за семьи и покинул актёр театр. Зарплаты там были маленькие, и обеспечивать жену и сына на неё было попросту невозможно.

Виктор Байков решил перейти тоже в творческую, но менее зависимую сферу деятельности: руководил самодеятельностью в строительном тресте и служил на фабрике детской книги. Семью он обеспечивал в полной мере, но вот сам отчаянно тосковал по сцене. Два года он продержался на административных должностях, а после вернулся снова в Театр Сатиры, чтобы больше уже никогда его не покидать.

Поначалу он снова и снова играл второстепенные роли, а после выхода на экраны фильма «Девчата», где актёр воплотил образ прижимистого, но очень практичного Ксан Ксаныча, ситуация изменилась: Виктор Байков стал известен.

Всенародная слава и любовь зрителей пришли к нему после того, как он начал сниматься в «Кабачке «13 стульев» в роли пана Вотрубы. Именно благодаря ей и в театре Виктор Байков стал играть гораздо больше значимых ролей. Но Виктор Алексеевич настолько был влюблён в своё дело, что соглашался на любые роли, только бы выходить на сцену, сниматься в кино и чувствовать себя нужным.

Он не отказывался даже от озвучивания, считая это частью своей профессии. А в короткие минуты отдыха актёр столь же страстно, как работал, предавался своему увлечению – преферансу. И в определённых кругах он прославился именно в этом качестве.

Верность профессии

Даже когда актёр чувствовал себя уже плохо, он не стал сидеть дома. Сахарный диабет, диагностированный у него в конце 1980 годов, всё чаще давал о себе знать осложнениями, позже к нему добавилось серьёзное заболевание ног. Которое закончилось ампутацией. Казалось бы, Виктор Байков имел полное право предаться унынию и осесть дома, отгородившись от всего мира.

Но коллеги не оставили ему шанса скатиться в депрессию. Друзья помогли Виктору Алексеевичу приобрести очень качественные протезы, а сценаристы и режиссёры специально адаптировали под него сценарии и роли. Так как ходить по сцене ему всё же было больно, актёр, по больше части, играл сидя, а зрители и поклонники творчества актёра даже не догадывались о том, что Виктор Байков играет на сцене без ног.

Он был предан своей профессии до последнего вздоха и бесконечно любил свою работу, но в июле 1993 года сердце Виктора Байкова остановилось. Но он остался жить в своих замечательных ролях, а дело Виктора Алексеевича продолжил его сын Алексей, окончивший Школу-студию МХАТ и игравший в разных столичных театрах.

 

источник

  • avatar
  • 1
  • .
  • +24

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.