Украинско-американская ракета, вы только вдумайтесь.

Разработана при участии украинской стороны, ну а раз украинско-американская — то при бОльшем, чем со стороны США.

… Когда реальных достижений нет, то приходится идти и на такое, понятно. Немного расскажем про эту «украинскую» ракету.




В 1990 году фирма Orbital Sciences Corporation делает ракету Pegasus. Фишка — старт с самолёта, специальный самолёт L-1011, сделаный Локхидом. Ракета дотаскивает до НОО примерно тыщу фунтов (чуть менее 450 кило), стартует на высоте 12 км., и используется по сей момент — последний старт (удачный) в июне 2021 года.

В нашем рассказе она не нужна, но упомянули, дабы было видно, насколько всё «изначально украинско-арийское, на гiтлертехнологиях», ну и до кучи чтобы вслух задаться вопросом про «насколько хайтехом являются инициативы разных богатых лодырей по прорывному старту некрупных ракет-носителей с самолётов» (hint: нинасколько, всё сто лет назад схавано и высрано, просто «прогресс» топчется на месте и реального продвижения в технологиях нет, вот и имитируют).

После успеха Пегасуса в 1994 та же фирма делает носитель Таурус, далее переименованный в Минотавра. Он уже стартует «как обычно», с поверхности Земли, и это вызвано тем, что у него задача ставить на НОО примерно в три раза больший груз (теоретический максимум выводимой нагрузки там что-то чуть меньше 1.4 тонн). С самолёта такое уже не стартует, поэтому делается сложная четырёхступенчатая конструкция.

Она достаточно сложна, и это заметно по удачности запусков — из 10 удачны лишь 7, для ракет-носителей это удручающе хреновый показатель (ахаха рашкинская тихоокеанская группировка спутников, всё падает, а… стоп, американский носитель? ну ребята стараются, экспериментируют, развивают, а у них всё получится, а я верую, а надо просто подождать, #скоро, а вы капитализацию Apple-то видели кстати?). Ситуацию немного упрощает то, что всё семейство носителей у OSC чисто грузовое — на стадии ТЗ решено, что никогда пассажиров возить не будут, поэтому всякие вопросы с ускорениями-разгонами сразу чуть проще.

Но ясно, что с наскока взять тему «настоящей ракеты» у OSC не вышло. Качать дальше сложный штучный носитель не планируется, планируется Таурус-2 (Минотавр типа боковая ветка развития), в который планируется поставить доказавшие свою надёжность советские движки. Фигли, купить их на тот момент недорого (святые 90-е, можно и на видаки с джинсами Levis 501 попробовать махнуть). Заодно и нагрузку пусть тащит побольше, сразу до 8 тонн. Заодно можно будет и косяки всякие списать теперь на иностранный компонент. В общем, сплошные потенциальные профиты.

Выясняется, что гладко было на бумаге, а по факту «просто купить, притащить в грузовом контейнере и воткнуть в ракету советский движок» нельзя. Его надо допиливать под кучу моментов, от креплений и систем управления до состава топлива. Всё это занимает нормальное такое время, и первое испытание происходит аж в 2013 году.

В качестве двигателей ставятся AJ-26, которые являются допиленными вручную американским «Аэроджетом» НК-33 производства Куйбышевского моторного завода. Запуск удаётся, все бурно празднуют перемогу. В основном по причине того, что движки куплены по 1 миллиону долларов за штуку, а запуск планируется проводить ценой за ~56 миллионов. Движок — самое дорогое. Ну, вы понимаете, тут даже без бригады академиков со счётами заметно, что дельце прибыльное.

Праздник омрачается то, что завод больше не производит движки 1970-х. Выкуплены все складские остатки, новые движки отсутствуют по причине остановки производства.

Обычно в такой момент, судя по голливудским фильмам, происходит следующее — на завод врывается спецагент (ей 22, она модель, заодно доктор наук по физике и астрономии, владеет всеми мыслимыми техниками боевых искусств и стрельбой по-македонски), она выкрадывает Файлы С Технологиями на флэшке, которую прячет прямо в пятом размере декольте и успешно эвакуируется в США. А там-то, ну вы понимаете, такие-то технологии, что флэшку просто вставляют в специальный мегастанок и на выходе через полчаса готовый движок.

В реальности даже скопировать движок полувековой давности нация, летавшая на Луну как на пикник, не в силах. Она даже не в силах как-то подступиться к задаче, т.е. непонятно, с какой стороны оную решать.

Поэтому объявляется тендер на новый движок. В силу чрезвычайной развитости американской науки и техники — опять на советский. Других немае. В сказках-то из денег как-то технологии самозарождаются, в реальности ну, идите, купите у богатых арабов (там реально миллиарды денег) арабский высокотехнологичный движок.

Тендер получает немалое ускорение после того, как в 2014 году «Антарес» терпит крушение, потому что отказывает турбонасос двигателя. Турбонасос входит в зону ответственности американской компании «Аэроджет», т.к. является одним из компонентов, которые модифицировались после закупки движка у РФ — но совестливые СМИ старательно раздувают истерику «вот вам и советское качество, вот вам и всё старое и ржавое и пьяное и деревянное и вот всё в этой стране так и безысходность полнейшая». Как-то заминая вопрос «а с чего вы тогда закупаете это вот такое вот всё полувековой давности, а потом сами лезете туда что-то допиливать?». Ситуация распрекрасная, формата «Ты мне машину продал, а она говно, с утра не заводится — хотя вчера весь день мой кореш Вася движок перебирал». Рукопожатные СМИ также замяли тот факт, что для разбора полёта Orbital позвала экспертов NASA, которые обнаружили в топливопроводе следы титана и кремния (посторонняя грязь или краска). Ну вы понимаете, нельзя же раскручивать неприятные вопросы «это у вас американские космические технологии такие прорывные, что после доработки движка его даже не почистили от всякого?».

В итоге тендер выигрывает НПО «Энергомаш», на «Антарес» ставится РД-181 — упрощённый РД-191 от «Ангары». Аэроджет как субподрядчик вылетает из схемы совсем. Ценник за двигатель уже превышает 10 миллионов долларов, чай не 90-е. И двигатель поставляется готовым и адаптированным производителем под все нужные условия — т.е. допиливать его не надо.

Тут нетерпеливый читатель спросит простое — почему ракета-то украинская тогда? «Расслабься, это же хохлы» — ответим мы; так вот, переходим к основной части рассказа.

Южмаш производит топливные баки. Причина опять же проста — они практически такие же, как у советского «Зенита», производство которого на момент разрушения СССР было на Украине.

Т.е. вся украинскость ракеты упирается в одиночный компонент одной из ступеней, притом взятый с советских разработок. В обработке украинских СМИ он иногда вырастает до «украинская первая ступень», а иногда до целой украинско-американской ракеты.

А то шо, признать, что тщательно раскручиваемое про рашку «Только старое советское перепродавать задёшево, нуль своих разработок» — это реальность Украины?

Ни-ког-да.

Вот и всё.

  • avatar
  • .
  • +28

Больше в разделе

1 комментарий

avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.