«Маяк» готов начать переработку отработавшего ядерного уран-циркониевого топлива
Производственное объединение «Маяк» продолжает реализацию проекта по расширению номенклатуры перерабатываемого отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). На сегодняшний день освоена технология переработки ОЯТ российских реакторов ВВЭР-1000, ОЯТ, содержащее уран-бериллиевую, уран-карбидную и уран-молибденовую топливные композиции. Такие возможности вывели «Маяк» в ранг единственного в мире предприятия, которое может перерабатывать любые виды отработавшего ядерного топлива, в том числе и зарубежного дизайна, а также дефектные топливные сборки.
На очереди ещё одна прорывная технология по переработке отработавшего уран-циркониевого топлива исследовательских реакторов и транспортных судовых установок ледокольного флота России. Первая партия такого топлива исследовательского реактора Физико-энергетического института (ФЭИ) из Обнинска успешно разгружена на заводе РТ-1 «Маяка». «Подготовка к приёму и переработке уран-циркониевого топлива началась в 2014 году, — сказал Константин Мирошниченко, инженер-технолог цеха 5. — Это топливо впервые будет переработано в конце декабря 2018 года в ходе опытной операции.
Полученные результаты станут основой уже для промышленной переработки уран-циркониевого топлива на «Маяке». Уникальность завода РТ-1 заключается в его аппаратном оформлении на стадии подготовки топлива к переработке. Это позволяет переводить в раствор подавляющее число видов ОЯТ. Исключение до настоящего момента составляло уран-циркониевое топливо, которое никто в мире не мог переработать.
«Такие работы долго велись на ядерных предприятиях западных стран, но закончились безрезультатно, — подчеркнул Владимир Ермолин, инженер-исследователь ЦЗЛ ПО «Маяк». — И такого ОЯТ в мире накопилось достаточно много. Проблемой мы начали заниматься в 2013 году и сегодня в плотную подошли к ее решению: завод РТ-1 первым в мире готов переработать уран-циркониевое топливо. Российские учёные разработали технологию и аппарат электрохимического растворения. А разработка процесса — это «ноу-хау» нашего предприятия. Уже готов опытный аппарат, который позволит сначала отработать необходимые технологии, а затем фактически станет промышленной установкой».
Основная часть российского уран-циркониевого ОЯТ находится в «сухом» контейнерном хранилище «Атомфлота» на севере нашей страны. Но сколь угодно долго оно там храниться не может. Тем более, что уран-циркониевая топливная композиция рассматривается в качестве перспективной в атомной энергетике.
«Сегодня мы подошли к той черте, когда сможем переработать и уран-циркониевое ОЯТ. — Его промышленная переработка должна начаться до 2020 года, — отметил Дмитрий Колупаев, главный инженер ПО «Маяк». — Безусловно, это очень важная веха в развитии нашего производства. Но предприятие на этом не остановится: мы уже думаем о продолжении развития завода РТ-1 и внедрении новых перспективных технологий, которые, возможно, будут реализованы уже через 2-3 года. Новые технологии должны стать более экономичными, эффективными и безопасными».
Промышленная переработка уран-циркониевого ОЯТ поможет получить и Производственному объединению «Маяк», и Государственной корпорации «Росатом» дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках и в перспективе может стать основой для разработки технологии и решения такой сложной проблемы, как обращение с «кориумом"(разрушенным топливом) японской АЭС «Фукусима-Дайичи».
0 комментариев