«Тлетворное влияние Запада» - появление этих слов связано вовсе не с советской пропагандой...
«Тлетворное влияние Запада» — появление этих слов связано вовсе не с советской пропагандой, а, насколько мне известно, с именем графа Александра Христофоровича Бенкендорфа, прославленного военного, героя Отечественной войны 1812 года и начальника Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Каждый год Третье отделение готовило обстоятельные и правдивые отчеты о настроениях в стране, в том числе о настроениях молодежи.
Император Николай Павлович вошел в историю как поборник политики «импортозамещения», делавший ставку на все национальное, в том числе в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Его весьма беспокоило, что молодые люди, получившие образование за границей, или воспитанные наставниками-иностранцами, являлись потенциальными или реальными оппозиционерами.
В отчете Третьего отделения за 1830 г. отмечалось: «Среди молодых людей, воспитанных за границей или иностранцами в России, а также воспитанников лицея и пансиона при Московском университете, и среди некоторых безбородых лихоимцев, и других праздных субъектов мы встречаем многих пропитанных либеральными идеями, мечтающими о революциях и верящих в возможность конституционного правления в России…»
В документе подчеркивалось, что в результате увлечения иностранными наставниками, активно привлекавшимися к обучению русской молодежи особенно после Французской революции, «юношество нашего высшего сословия приобретало образование чуждое национальности; оно всему научалось, приобретало все познания, кроме познания Отечества своего. Множество наших молодых людей все образование свое получали в чужих краях. Таким образом в высшем разряде нашего дворянства поселилось пристрастие к иностранцам и ко всему иностранному» (Россия под надзором. Отчеты III отделения 1827–1869. Сост. М.В. Сидорова, Е.И. Щербакова. М. 2006. С. 71, 113–114).
Это я к вопросу о нашей «просвещенной элите», в том числе перестроечной и постсоветской. Именно в тот период, когда открылись границы, стало очень модно обучать своих детей за границей, создавать здесь различные «как на Западе» университеты, всякие иностранные фонды и стипендии, развивать совместные образовательные программы. Результат – аналогичный тому, о чем писалось в упомянутом выше Отчете.
Речь не о том, чтобы «запрещать и не пущать». Просто не стоит удивляться, что молодые люди, получившие образование и воспитание «чуждые национальности», и строй мыслей имеют «чуждый национальности», а, став государственными управленцами, и политику проводят именно такую, «чуждую национальности».
Достаточно посмотреть на то, какие вузы в нашей стране стали фабриками оппозиции и «научными» центрами презрения ко всему национальному.
Кто на что учился, как говорится. И неважно, в XIX веке или сейчас, результат один.
0 комментариев