10 культовых фильмов, которые признали шедеврами мирового кино

Зачастую культовые фильмы ассоциируются с низкосортными полуночными размышлениями эксцентричных режиссёров, работы которых – за очень немногими исключениями – трудно назвать настоящими шедеврами.

И всё же есть примеры того, как вдохновлённые экспериментаторы, снимающие авторское кино, делают очень личные фильмы, которые выходят за рамки своего жанра, не находя понимания у большинства зрителей и критиков, но спустя годы признаются шедеврами. Как раз такие фильмы в этой подборке.

В список вошли киноленты исключительной глубины, воплотившие и мастерство кинематографистов, и удивительное художественное видение. Это бескомпромиссные и рискованные для своего времени картины, ставшие вневременными шедеврами кино.

Поле в Англии / A Field in England (2013)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,3

Размытие грани между сном и реальностью – это правое стремление Бена Уитли в его чёрной комедии, маскирующейся под артхаусный фильм ужасов. Действие разворачивается в середине 17-го века во время Английской гражданской войны. Три дезертира, убегая через поле, становятся пленниками алхимика и его помощника. Теперь они вынуждены искать зарытый клад. Питаясь произрастающими в поле псилоцибиновыми грибами, беглецы оказываются во власти причудливых видений.

Монохромный мир «Поля в Англии» полон кроличьих нор. Снимая его, оператор Лори Роуз прибег к бросающим в дрожь крупным планам и другим зловещим трюкам, от которых пасторальная мизансцена мутирует в парижский театр ужасов «Гран-Гиньоль». Это абсолютный шедевр и идеальный полуночный фильм, если вы достаточно храбрый зритель.

Чужие среди нас / They Live (1988)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,3

Мартин Скорсезе сказал, что ««Чужие среди нас» – один из лучших фильмов прекрасного американского режиссёра», и с ним нельзя не согласиться.

Джон Карпентер создал антиутопию, сочетающую ужас и научную фантастику, вольно экранизировав рассказ Рея Нельсона «В восемь утра» о массовом инопланетном гипнозе, обманывающем человечество с помощью телевизионных рекламных роликов, радио и СМИ. Главный персонаж – безработный Джон Нада, натыкающийся на солнцезащитные очки, которые блокируют сигнал инопланетян, поэтому через них видны их скрытые лозунги-внушения на листовках, долларовых купюрах и журналах. «Чужие среди нас» – культовая классика, обретающая всё большую актуальность с каждым годом.

Акира / Akira (1988)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 8,1

«Акира» – самое влиятельное аниме всех времён. Кацухиро Отомо создал амбициозное и захватывающее постапокалиптическое зрелище. Действие происходит в городе Нео-Токио. Его отстроили на месте японской столицы, уничтоженной в 1988 году ядерным взрывом, ответственность за который несёт мальчик Акира, обладающий сверхспособностями. Теперь его содержат в секретной лаборатории, где ставят опыты над другими детьми-мутантами.

Это один из самых феноменальных фильмов в своём роде. Он особенно придётся по душе фанатам «Бегущего по лезвию» и поклонникам киберпанка, которые получат удовольствие от множества визуальных аллюзий, детально проработанных городских пейзажей и захватывающих погонь на байках.

Уитнэйл и я / Withnail and I (1987)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 7,8

Брюс Робинсон снял эту архетипическую кинокомедию по собственному полуавтобиографическому сценарию. Бескомпромиссный, искренний фильм, достигающий своеобразной трансцендентности за счёт горько-смешного социального комментария и введения одного из культовых персонажей современного кино.

Действие разворачивается в конце 1960-х годов. Два актёра-неудачника снимают квартиру на двоих и пропивают пособия по безработице. Решив вырваться из беспросветности, они отправляются погостить в загородный дом дядюшки одного из них. В итоге импровизированный отдых отчуждает друзей. Но не ранее чем разыграются пропитанные алкоголем ситуации по пути к самопознанию и опустошению.

Каждый, кто когда-либо находился в состоянии напряжения и борьбы, простился с другом или топил печали в выпивке, может найти, что эта замечательная, остроумная, по-человечески актуальная картина почти идеальна. Одна из лучших лент в истории британского кинематографа.

Бразилия / Brazil (1985)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 8

Сатиричная антиутопия Терри Гиллиама о странном ретро-будущем, где рядовой обыватель Сэм Лаури – всего лишь винтик в оруэлловской государственной машине. В «Бразилии» главенствует сумасшедший бюрократический аппарат, а картина футуристического мира рисуется причудливым видеорядом: террористы в масках с детским лицом, райские грёзы Лаури, его мать с бесконечными подтяжками лица в погоне за молодостью.

Первоначальное название фильма, по словам режиссёра, было «1984½». В нём отразилось восхищение, которое Гиллиам испытывал перед великим Феллини, а работа над фильмом велась в воспетом Оруэллом 1984-ом году. Отсюда легко объяснить артхаусность фильма, а также сюрреалистичность этого чудесного полёта фантазии.

Человек, который упал на Землю / The Man Who Fell to Earth (1976)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 6,7

Этот научно-фантастический фильм – адаптация романа Уолтера Тевиса. На экраны историю перенёс Николас Роуг, именитый режиссёр-экспериментатор, сатирик и художник невероятной широты взглядов. Его фильм, сдобренный обилием необъяснимых перескоков в местоположении и хронологии, стал амбициозным и созерцательным чудом, которое, конечно же, на световые годы опередило своё время.

Журнал Time Out описал его как «самый интеллектуально провокационный жанровый фильм 1970-х годов». В главной роли снялся Дэвид Боуи. Его персонаж – инопланетянин, прибывший на Землю с обречённой планеты и взявший имя Томас Джером Ньютон. Эта лента задела струны души нишевой аудитории и довольно скоро стала культовой.

Призрак рая / Phantom of the Paradise (1974)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,4

Новый Голливуд 1970-х годов – период, ознаменовавшийся немыслимой творческой свободой, – породил немало любопытных кинематографических инициатив. Но едва ли среди них найдётся картина, настолько волнующая, диковинная и стильная, как эта музыкальная версия «Фауста».

Киностудия понятия не имела, как продвигать «Призрак Рая», потому что его никак не могли классифицировать. Мюзикл, ужас и комедия Брайана Де Пальмы смотрится как головокружительно остроумный и сложный фарс. Это и щекотливые шутки о музыкальной индустрии, и история несчастной любви, и странности некоторых персонажей. Все составляющие вместе взятые и сделали произведение излюбленным у зрителей. Безусловный шедевр не только по стандартам полуночного кино, но и за рамками своего жанра.

Дикая планета / La Planete Sauvage (1973)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,9; IMDb – 7,8

«Дикая планета» – диковинная французско-чехословацкая анимация для взрослых с психоделическими визуальными эффектами от режиссёра Рене Лалу по мотивам научно-фантастического романа Стефана Вуля «Серийный выпуск омов» (1957).

На планете Игам живёт раса голубокожих гигантов Драгов, для которых люди – раса омов – одомашненные животные, которые постоянно сбегают, ведут племенной образ жизни и ополчаются против своих хозяев. Драги решают полностью уничтожить доставляющих хлопоты омов. Эта сюрреалистическая, пугающая, оригинальная и по-своему монументальная анимация заслужила специальный приз жюри на Каннском кинофестивале в 1973 году.

Гэри Дофин писал в Village Voice:

«"Фантастическая планета" оказалась научно-фантастическим катализатором, который повлиял на Станислава Лема, на фильмы Тарковского, на комиксы журнала Heavy Metal… Не каждая причудливо закрученная назидательная история может пережить упадок своих исторических злодеев, и не каждый полуночный фильм может выдержать повторный просмотр при трезвом свете дня».

Плетёный человек / The Wicker Man (1973)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,6

«Плетёный человек» Робина Харди – это оригинальная смесь загадочного убийства, фильма ужасов, фолк-мюзикла и языческой легенды. Сценарий написал Энтони Шаффер по роману Дэвида Пиннера «Ритуал» (1967).

Шотландский полицейский сержант Хоуи прилетает на остров Саммерайл, чтобы расследовать исчезновение школьницы Роуэн Моррисон. Однако местные жители, организованно практикующие язычество, не желают сотрудничать с блюстителем порядка.

Этот культовый мистический триллер признали одним из самых влиятельных произведений в истории британского кино. Стивен Кинг включил его в список 100 наиболее значительных картин в жанре ужасов, снятых с 1950 по 1980-й год.

Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,9

Независимый режиссёр Джордж Ромеро снял этот классический фильм ужасов, навсегда трансформировав жанр и вырвав его из устаревших готических традиций. Повествование начинается с того, что брат с сестрой приезжают в провинциальную Пенсильванию, чтобы посетить могилу отца. И тут начинаются массовые нападения живых трупов. Небольшая группа уцелевших людей укрывается в заброшенном фермерском доме.

За «Ночью живых мертвецов» последовало шесть сиквелов, бесчисленные подражания и новая традиция в мифологии зомби.

В этой пророческой картине есть несколько утверждений. Во-первых, хорошие парни не обязательно побеждают. А во-вторых, надежда – не гарантия на спасение. «Мои истории о людях и о том, как они реагируют, или не реагируют, или реагируют глупо, –говорил Ромеро. – Я указываю пальцем не на зомби, а на нас. А зомби я стараюсь уважать и сочувствовать им как можно больше». Кто вас укусит – так это человек.

  • avatar
  • .
  • +16

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.