6 новых российских сериалов, которые вы могли пропустить
Предлагаем список из шести отечественных проектов, за которые не стыдно. «Довод» по-русски, драма о поисках человечности в современном мире, душевная комедия о мужской дружбе, а также наши ответы «Гравити Фолз», «Фарго» и «Обществу мертвых поэтов».

Сериал «Сансара» — это «Довод», если бы его сценаристом был не Кристофер Нолан, а рэпер Баста. Протагонист истории — типичный успешный москвич Андрей (Павел Деревянко): у него дорогая машина, просторная квартира, куда он приводит девушек, с которыми познакомился прошлой ночью, и высокая должность в кредитной компании. Сегодня Андрею исполняется 35. Он циничен и безразличен к чужим проблемам, думает только о себе — хрестоматийный нарцисс и скряга. Классический литературный персонаж: частично Печорин, частично Опискин из Достоевского и практически современный, еще молодой Эбенизер Скрудж.
Главный сюжетный поворот такой же сказочный, как и у Диккенса в «Рождественской песне»: отметив 35-летие, Андрей просыпается… в предыдущем дне. И дальше дни продолжают идти вспять. 20 октября, 19-е, 18-е и так далее. Для него время идет вперед, но все вокруг отматывается назад. Андрей пытается понять, что происходит и каково это — жить, не зная, что будет завтра.
В «Сансаре», идея которой исходит, очевидно, из одноименной песни Басты, звучащей за сериал буддистской мантрой бесконечное число раз, показано извечное противоборство фатализма и героизма. Конечно, изображено это слегка коряво и мелодраматично (из-за введения таинственной героини Кристины Асмус), но общая концепция ясна — это история перевоспитания. Герой понимает: чтобы выбраться из кругов сансары, нужно исправить ключевое событие в прошлом, а заодно и поменяться самому. Авторы сериала могли бы пойти путем предопределения, мол, все предначертано судьбой, но решили обойтись без особых философствований и сняли незамысловатую, но в целом любопытную сказку, отдаленно напоминающую «Понедельник начинается в субботу» Стругацких (кстати, один из второстепенных героев этой книги жил именно таким образом — вспять).

«Райцентр» начинается в духе классических бульварных детективов. Группа взрослых людей собирается на встрече выпускников в селе Вармалей, а потом один за другим появляются трупы. Самого первого вытаскивают со дна местной реки: он просидел за рулем утонувшей машины ровно столько лет, сколько прошло с выпускного. Здесь вводится первая интрига: кто этот человек и что с ним случилось в тот день? Затем в термосе утопленника находят метеорит, за которым герои сериала начинают охотиться, как за чемоданчиком Марселласа Уоллеса из «Криминального чтива». Это еще одна интрига, и таких в «Райцентре» навалом: кто отравил виски? кто убивает людей в округе? откуда в селе появились киллеры? какие мотивы у героя Игоря Грабузова, сбежавшего из психушки и притворяющегося детективом?
Режиссерски и с точки зрения визуализации «Райцентр» — один из ярчайших российских сериалов. Планы «изнутри» кассетного плеера, компьютерные пролеты камеры сквозь простреленную насквозь руку а-ля «Смерть ей к лицу» Земекиса, снятая общим планом сцена погони сквозь заброшенное здание, стилистически похожая на фирменные прыжки через заборы из трилогии «Корнетто» Эдгара Райта. Для насмотренных синефилов, которые любят высматривать всевозможные референсы даже там, где их нет, «Райцентр» станет настоящим, простите за тавтологию, раем.
Не позволяет провозгласить сериал однозначным триумфом перенасыщенный и чрезмерно тяжеловесный для столь ироничной подачи сценарий. Чем дальше смотришь, тем очевиднее вершина, на которую замахнулись сценаристы. «Райцентр» — это наша попытка снять «Фарго»: поместить галерею малоприятных, но колоритных персонажей в один городок, добавить в криминальный сюжет черного юмора, символ абсолютного зла (Грабузов чисто отыгрывает Лорна Малво) и афористичные «коэновские» диалоги. С последним как раз большие проблемы, да и не все персонажи одинаково интересны. Тем не менее амбиции авторов перевешивают формальные перегибы: «Райцентр» — хоть и спорный, но все же единичный жанровый коктейль отечественного производства.

Андрей (Никита Ефремов) должен был последовать семейной традиции и стать учителем, однако выбрал путь бизнесмена и уехал в Москву. Там у него ничего не получилось, он влез в огромные долги, и, чтобы как-то их вернуть, Андрей решает воспользоваться госпрограммой «Земский учитель». Учитель, переехавший на работу в сельскую школу, получает единовременную выплату в размере миллион рублей. Так Андрей возвращается в родной Арзамас, в школу, где он учился и которой руководила его недавно скончавшаяся мама. После мамы также остался дом, где, по городской легенде, жил сам Пушкин и начинал писать «Евгения Онегина». Продажа недвижимости поможет Андрею расплатиться с долгами, только ему необходимо уговорить второго собственника – его родного отца, отбывающего срок в колонии и обвиняющего в этом исключительно сына.
Во-первых, нужно оценить горькую самоиронию Никиты Ефремова, согласившегося сыграть героя, чей отец сидит в тюрьме по статье «Причинение смерти по неосторожности». Во-вторых, сериал Карена Оганесяна вышел максимально своевременно — не просто 1 сентября, но и в Год педагога и наставника. По сюжету вольнодумец Андрей днем по методичке Робина Уильямса преподает литературу в общеобразовательной школе (где директором теперь является Оля (Ольга Медынич), его давняя любовь), а вечером — в колонии, где сидит его отец. Таким образом «Крутая перемена» ставит перед зрителем закономерный вопрос: а где в наше время к учителям относятся лучше — в государственной школе или в тюрьме? И с кем им работать безопаснее — с подростками или с заключенными?
Форма для такой истории выбрана подходящая: никакого соцреалистического официоза, а классическая литературная комедия. Каждая серия