Самые сильные сцены гибели в советском кино


Достучаться до зрительских сердец создателям этих легендарных картин помог оригинальный киноязык и неожиданные решения, найденные прямо на съемочной площадке. Где и как снимались ярчайшие советские киносмерти? Какие технические новшества были изобретены на съемках? Кого убили не по сценарию? И чья гибель оказалась вовсе не гибель?

«Летят журавли», 1957 год

Сценарий этой выдающейся картины значительно отличался от литературного первоисточника, пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Идеи ряда новых сцен, среди которых и снятая без героического пафоса и мелодраматизма гибель Бориса, стихийно возникали прямо на съемочной площадке. Оператор Сергей Урусевский часто предлагал отказаться от диалогов в пользу визуальных средств. Режиссер Михаил Калатозов, сам в прошлом оператор, понимал, чего добивается Урусевский, и дал коллеге полную свободу.

На съемках фильма «Летят журавли». / Фото: https://kinoart.ru

На съемках фильма «Летят журавли».

Для многих эпизодов оператор разработал невиданные до того конструкции. Так, для съемок смерти Бориса впервые в истории кинематографа были сконструированы круговые операторские рельсы. В этом же эпизоде используются многослойные экспозиции. Они создавались при помощи придуманного Урусевским способа обработки пленки.

Добиваясь нужного эффекта, Урусевский не щадил ни себя, ни других. Упомянутый эпизод едва не стоил Алексею Баталову карьеры. В один из бесконечных дублей актер неудачно упал на торчавшие под водой обрубки кустов. Пришлось ехать в больницу и накладывать швы. Баталов успел навсегда попрощаться с миловидной внешностью… К счастью, обошлось без последствий, и через месяц он смог вернуться на площадку.

Благодаря личному участию молодого Клода Лелуша, который волею случая оказался на съемочной площадке, фильм попал на Каннский кинофестиваль. В Каннах новаторство Урусевского оценили по достоинству. Ему вручили Первый приз высшей технической комиссии Франции. Эту уникальную награду операторы в Каннах не получали ни до ни после.

«Новые приключения неуловимых», 1968 год

Обстоятельства производства этого популярного фильма окутаны мифами. Их создавали одни участники съемок и развенчивали другие. Вполне возможно, что и эта история придумана или приукрашена Борисом Сичкиным. Для актера роль Бубы Касторского стала визитной карточкой. В продолжении «Неуловимых» полюбившийся зрителю Буба получает несколько ярких сцен и становится одним из главных персонажей. Да к тому же героически погибает в самый неожиданный момент!

Кадр из фильма «Новые приключения неуловимых». / Фото: https://dubikvit.livejournal.com

Кадр из фильма «Новые приключения неуловимых».

В мемуарах Сичкин утверждал, что гибели Касторского не было в сценарии и этот ход придуман им самим. Актер счел, что такой сюжетный поворот придаст серьёзности развлекательному кино. Режиссер фильма Эдмонд Кеосаян не оставлял без внимания звучавшие на площадке предложения и пошел актеру навстречу. Оговорив, правда, что если на предпросмотре Бубу не станет жалко, эпизод вырежут. Вышло, однако, именно так, как предрек Сичкин. На предпросмотре руководство Комитета Комсомола слезно молило режиссера не убивать Бубу. Судьба персонажа была решена. Довольный Кеосаян повернулся к Сичкину со словами «Ты убит!»

«Семнадцать мгновений весны», 1973 год

Самоубийство профессора Плейшнера по праву считается самым щемящим эпизодом культовой советской киноэпопепии. Тем не менее, это не помешало ему стать темой для многочисленных анекдотов. Уголки Европы, в том числе швейцарский Берн, снимали в разных городах СССР. Местом съемок гибели Плейшнера был выбран впоследствии ставший популярным у киношников уголок Риги ― Яуниела (в переводе с латышского Новая улица), где позднее снимался телефильм о Шерлоке Холмсе. Рассказывают, что натура была найдена совершенно случайно, благодаря романтическому знакомству молодой помощницы режиссера Татьяны Лиозновой, находившейся в Риге со съемочной группой.

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». / Фото: https://vk.com

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны».

В книге и экранизации Плейшнер умирает по-разному. В фильме персонаж Евгения Евстигнеева раскусывает капсулу с ядом и делает шаг из окна на лестничной площадке. В книге бросается в окно и умирает от разрыва сердца, не достигнув земли. Юлиан Семенов объясняет читателю, что у Плейшнера не было шансов спастись ― его всё равно взяли бы и, усыпив, вывезли бы в Германию.

«Плюмбум, или опасная игра», 1986 год

Плюмбум, старшеклассник с извращенными представлениями о справедливости, безжалостно вторгающийся в жизни посторонних людей, пополнил галерею совершенно новых подростков-бунтарей перестроечного кино. Зловещая игра юного соципата оборачивается трагедией: сорвавшись с крыши, разбивается, влюбленная в Плюмбума девочка Соня. Драматичный финал фильма Вадима Абдрашитова снимали в Минске. Несколько мучительных секунд героиня ― ангел в развивающемся белом платьице ― летит, чтобы, наконец, закрыть лицо скрещенными кулачками. В следующем эпизоде зритель видит распростертое на асфальте тело.

Кадр из фильма «Плюмбум, или опасная игра». / Фото: https://zen.yandex.ru

Кадр из фильма «Плюмбум, или опасная игра».

К съемкам сцены, придуманной художником Александром Толкачевым, подошли с необычайным вниманием. Фрагмент сталинской пятиэтажки, поставленной «на попа», был детально воссоздан декораторами в павильоне. Зритель может рассмотреть ржавые перила, балясины, цветочные горшки, ковры на балконах. Падение виртуозно поставлено и снято оператором Георгием Рербергом. Будто в замедленной съемке юная актриса проезжала на вращающейся платформе, обдуваемая из ветродуя. Свое дело сделали повернутый кадр и, конечно, пронзительная музыка Владимира Дашкевича.

«Игла», 1988 год

Фильм Рашида Нугманова ― ученика режиссера «Ассы» Сергея Соловьева ― произвел эффект разорвавшийся бомбы. Провокационный киноязык, авангардная музыка, не заезженная тема. Наконец, новый для нашего тогдашнего кино тип героя-одиночки в духе Брюса Ли. Неудивительно, что «Игла» вошла в тройку лидеров отечественного проката, а находившийся на пике популярности Виктор Цой был признан читателями журнала «Советский экран» лучшим актером 1989 года. Заключительную сцену, когда Моро получает удар ножом от наемного убийцы, снимали в Алматы на улице Тулебаева.

Кадр из фильма «Игла». / Фото: https://pikabu.ru

Кадр из фильма «Игла».

Кровь капает на снег, герой, пошатываясь, уходит по ночной аллее, титры. Смерть остается за кадром. Но зритель не сомневается в том, что Моро обречен. Вероятно, это впечатление закрепилось благодаря факту трагической гибели Виктора Цоя через пару лет после выхода картины. Однако позже сам Нугманов признавался, что Моро не умер, и об этом персонаже планировалось снимать целую серию фильмов…

Памятник Виктору Цою в Алматы. / Фото: https://yandex.ru

Памятник Виктору Цою в Алматы.

В 2017 году на месте съемок знаменитого эпизода открыли аллею, посвящённую «Игле»: на пешеходной дорожке выложены металлические пластины с цитатами из песен Цоя. Позднее в начале аллеи был установлен памятник Цою в образе Моро.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +24

4 комментария

avatar


avatar


avatar
на мой взгляд, этот фильм вообще вне концуренции. каждая минута в нём настолько весома, что аж оставляет неизгладимые впечатления на долгое время.
avatar
«Иди и смотри» и «Босоногий Ген» самые страшные и тяжелые фильмы/мультфильмы детства.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.