Угасание (21.10.2023)
На совещании во Дворце А. Лукашенко t.me/pul_1/10282 объявил себя главным инициатором научного и технологичного прогресса в Беларуси: «Построили атомную станцию, БНБК, выпускаем крупнейшую на планете карьерную технику, есть космические программы, разрабатываем и испытываем продукты инновационной биомедицины, не имеющие мировых аналогов. Однако за них взялись только с подачи Президента. Как видим, проблемы есть».
Однако согласиться с А. Лукашенко невозможно. БелАЭС построил Росатом и там нет белорусских технологий даже на болт, производство большегрузной карьерной техники досталось Беларуси от Советского союза и до сегодняшнего дня Белаз – это лего, космические программы Беларуси замкнулись на космическом туризме белорусских девушек за счет российского партнера, но вот мы ничего не знаем о не имеющей мировых аналогов продукции белорусской биомедицины, Возможно, что что-то производится секретно, хотя несколько лет назад некие белорусские биологи из Гродно обещали лекарства против онкологии за счет природных свойств подорожника. Понятно, что А. Лукашенко очень хочется чем-то гордится, но как-то какого-то колоссального прыжка Беларусь за почти три последних десятилетий не совершила.
В принципе, нам это знакомо. Все годы своей власти А. Лукашенко рассказывал сказки о себе и о какой-то особой Беларуси – высокоразвитой стране с высоким уровнем жизни, которая всем обязана первому белорусскому президенту, включая победу над фашистской Германией. Понятно, что лукашенковская Беларусь – пропаганда и не более того.
Но все-таки смысл в такого рода совещаниях («О проектах») имеется. Сознаемся, что мы ожидали обращения А. Лукашенко к теме будущего…
Прогресс всё-таки есть. А. Лукашенко годами ходит по кругу, о котором мы уже неоднократно писали: сельское хозяйство, кадры, национальная безопасность, здравоохранение, образование и снова…
Вчера, А. Лукашенко сделал шаг из «замкнутого круга» и оказался на совещании по проектам будущего развития, то есть в зоне своей тотальной некомпетентности.
Но А. Лукашенко не был бы сам собой, если бы не постарался завить о себе, как лидере в решении проблемы. То есть опять сработал фактор корифея – знатока всех наук. В частности, была отработана версия о строительстве Белорусской АЭС t.me/pul_1/10285 С одной стороны, А. Лукашенко полностью взял на себя ответственность за решение о строительстве атомной станции, несколько раз повторив «мое решение» или «решение президента» (несменяемый белорусский руководитель постоянно напоминает окружающим о своем президентском статусе). Причем эта инициатива по АЭС подается, как несомненно позитивная и почти личный подвиг А. Лукашенко. С другой стороны, российское участие в строительстве БелАЭС не упоминается в принципе. Скорее всего то, что станцию построил Росатом, в Беларуси говорить уже нельзя, как наверное и то, что АЭС досталась республике бесплатно, так как до настоящего дня республика на заплатила на станцию ни копейки. В общем, получается, что белорусы сами взяли и построили у себя АЭС и такая формулировка стала канонической.
Удивлять тут нечему, так как стоит вспомнить белорусскую интерпретацию победы в ВОВ: «белорусы сами освободили свою Родину». Сами сформировали где-то в болотах три Белорусских фронта, насытили их более миллионом солдат, офицеров и генералов, танками, самолетами и прочим, а потом дошли до Берлина. Так что, как видим, перед нами официальная формула приватизации или «белорусизации» всего, чем можно гордиться.
В принципе, вот такие объявления «своими» чужих достижений являются традиционными для авторитарных систем. Напомним, как в советское время, поставляемая в КНДР советская авто или сельхозтехника, ставилась северокорейской стороной на специальной площадке около границы и с неё сбивались советские фирменные знаки, ярлыки и т.д. Их заменяли на марки заводов КНДР. Так что « смена наклеек» — это уже старая история.
Хотелось бы понять, что хочет сейчас А. Лукашенко в плане формирования проектов будущего? Ведь ссылки на БелАЭС, построенной чужими руками и мозгами, да еще бесплатно, вряд ли можно считать некой перспективой для республики, так как сомнительно, что и дальше республика будет модернизироваться за счет соседнего государства.
Вчера, во время уже не раз упомянутого совещания, А. Лукашенко t.me/pul_1/10287 вспылил: «Ну а где рожденные в недрах дикого труда и работы проекты?» Проектов нет и не будет. Причем не будет никогда, так как никакого технического и технологического проекта в рамках устоявшегося авторитарного режима не бывает. Кто-то вспомнит времена Сталина, что правильно, так как в период гигантского кризиса, катастрофы или военной опасности (нападения агрессора) авторитарные методы управления страной и экономикой на порядок эффективнее, чем в рамках типичной демократии. Идет глобальная мобилизация.
Конечно и в этом случае перегибы, как, к примеру, «шарашки» Сталина или рабочие лагеря при президенте Рузвельте, недопустимы, но в целях консолидации всех сил народа и государства для отпора врагу или ликвидации последствий кризиса, как правило, гражданские свободы отходят на второй план. Но это все временные меры, чья несомненная эффективность не может превращаться в нечто постоянное. Тут уже вступают в силу несколько иные правила:
— Авторитарные режимы и технический и технологический прогресс вместе невозможны, так как такого рода режимы являются вампирами технологий, но не производителями. На этом сломался Советский союз, который на волне хрущевской оттепели еще сделал прорывы в науке, в космосе, в военных технологиях, чтобы уже в тоталитарной формате провалить научно-технический прогресс. Интеллектуалы и авторитаризм несовместимы, «утечка мозгов» гарантирована и все заканчивается примитивизацией технологий. В этом случае, Беларусь в точности повторяет советский путь. Напомним, что в 1986 году М. Горбачев издал указ о том, чтобы все новые образцы техники были на порядок эффективнее предыдущих – модернизации и ускорение НТП по указу. А. Лукашенко сейчас в этой же стадии;
— есть еще одно правило, которое напрямую связано с белорусской национальной экономической моделью, которая в свою очередь при авторитарном режиме может быть только иждивенческой. Авторитарные и тоталитарные режимы не могут иметь самодостаточную экономику. В лучшем случае они могут эксплуатировать собственные ресурсы (СССР, некоторые поставщики тех же углеводородов). В худшем — начинают войны за ресурсы (фашистская Германия в 1939 году). Расширение производства в них возможно только в экстенсивном порядке, дублирование отсталых производств или их наращиванием. А. Лукашенко ведь так и говорит: вот, мол, создали производство целлюлозы, так сейчас будем производить картон для упаковки. А что в эту белорусскую упаковку будут упаковывать? А там видно будет, решаем проблемы по мере их поступления.
Но на самом деле, все гораздо серьезнее и опаснее, тут уже речь о белорусском суверенитете, так как сохранение авторитарного строя с огромным силовым блоком, господством на экономическом поле монопольного олигарха (госсектор белорусской экономики приватизирован «Семьей» А. Лукашенко) и десятка придворных олигархов, гарантирует деиндустриализацию республики и деградацию технологического уровня. Страна просто загнивает и превращается в социальное болото, из которого бегут пока десятки и сотни тысяч, а следом побегут миллионы. Как быть?
Тут имеется развилка:
- С одной стороны, скажут, что сейчас, в настоящий момент все отлично, есть рост, все работает и даже безработица стала символическая. И это будет правдой, хотя и частичной.
- С другой стороны, есть понимание того, что для модернизации экономики необходимы инвестиции и новые технологии. Ну хотя бы те самые «проекты», которые государственная власть берется «вытянуть».
Насчет «все отлично». Конечно, белорусская экономика сейчас представляет из себя типичный «парничок», когда Россия взяла на себя компенсацию западных санкций, полностью загрузила белорусскую промышленность российскими заказами, включая оборонными, белорусы ведут себя на российском рынке, как завоеватели в колонии и ни в чем не имеют отказа, в 2022 году общая сумма дотаций и преференций РБ со стороны России составила около 15 (пятнадцати) миллиардов долларов, то есть почти 1,6 тысячи долларов на душу населения (абсолютный рекорд). Это, к примеру, если бы России кто-то со стороны осуществил поддержку в 224 млрд. долларов. Просто подарил. В год. Напомним, в условиях, когда Россия воюет против всего НАТО, в одиночку на поле боя, вот такое белорусское «высасывание» российских ресурсов в белорусском медиапространстве считается подвигом и выполнением союзнического долга по формуле: «Ну ладно, так уж и быть, поможем вам в борьбе с Западом, так что отдайте нам парочку морских портов, обнулите железнодорожные тарифы, выделите в белорусскую собственность те или иные месторождения газа и нефти, а также передайте современные производства и новейшие технологии». Вот такая помощь России. Но в белорусской экономике действительно все отлично… за счет России.
Продолжим с предыдущей развилки. Напомним, что мы говорили о том, что сейчас белорусская экономика загружена заказами, но мы не должны впадать в какие-то иллюзии. Во-первых, эти заказы будут, пока идет война и пока только вводятся российские производственные мощности на новой технологической основе. Белорусская промышленность работает на старье, как говорится на «толстых чипах». Новых технологий нет и не будет.
Теперь можем поговорить о второй стороне вышеупомянутой развилки. Нужны инвестиции и технологии. Проще говоря, инвестор должен строить в Беларуси новейшие предприятия. Это сказки какие-то. Страна маленькая, с нищим рынком. Доступ на российский рынок открыт, пока открыт, так как инвесторы учитывают фактор склочного А. Лукашенко. Дальше: Беларусь под санкциями, квалифицированные работники и специалисты выехали на Запад и в ту же Россию, энергетика со стороны России, финансовая стабильность за счет России. Даже в китайском парке «Великий камень» ветер гуляет…
Ну и сам А. Лукашенко не может совладать со своими талантами рейдера и рэкетира. Вот, к примеру, люди получили кредит от Сбербанка России и построили в Беларуси в Миорах новейший металлопрокатный завод. А. Лукашенко хозяев завода посадил в тюрьму, а завод забрал в свою олигархическую собственность (это в Беларуси называется национализацией) – август 2022 года. Ну и какой инвестор будет инвестировать в белорусскую экономику? Тогда что с проектами?
— А. Лукашенко жалуется, что реальных проектов нет. Но ведь он должен понимать, что если его государство построено по принципу феодализма, то какой смысл «крепостным» нести на его суд результаты своего интеллектуального труда? Если что и получится дельное, то А. Лукашенко просто заберет проект и оберет инициаторов до нитки… Вот и сидит А. Лукашенко во главе стола и возмущается, что дураков или мало или вообще нет.
В итоге у А. Лукашенко t.me/pul_1/10288 остаются мечты о второй АЭС, опять деревообработка, целлюлоза, и, конечно, падеж скота, а также обман, вранье и приписки – то есть то, что больше тридцати лет назад и погубило СССР.
Напоминая о совещании во Дворце от 19 ноября, мы можем все-таки констатировать, что один Проект в Беларуси есть и он вполне удачный.
Знакомимся с современной Беларусью
Россияне то, как завидуют! Ночами не спят.
На открытии магазина «Родный Кут» присутствовал сам губернатор Магазинщиков.
0 комментариев