Факты о чешской «Яве», которая на деле была лучше японской «Хонды»
Чешский мотоцикл «Ява» был одним из самых популярных в Советском Союзе. Модель «Ява-250» активно покупали даже тогда, когда она уже считалась морально устаревшей. Практически 90% чехословацкой мотоциклетной продукции покупал СССР. После распада страны «Ява» не ушла со страниц истории, однако в новой реальности знаменитый чешский мотоцикл уже не мог обрести той славы, популярности и признания, что в стране Советов.
1. Производство мотоциклов «Ява» в СССР
Мотоцикл для народа.
На самом деле чехословацкие мотоциклы «Ява» никогда в Советском Союзе не производились и даже не собирались. При этом существует достаточно популярный миф о том, что предприятие по производству популярных двухколесных транспортных средств базировалось в Ленинграде. На самом деле слухи такого рода появлялись лишь из-за того, что в какой-то момент истории «Ява» была едва ли не самой популярной маркой мотоцикла в СССР. С 1963 по 1983 год в СССР было поставлено 1.5 млн моделей этих мотоциклов.
2. Не только вишневая
Бывали разные.
Мотоциклы «Ява» в Советском Союзе плотно ассоциируются с вишневым цветом. Однако, на самом деле в самой Чехословакии «Явы» выходили в нескольких цветах. Большой популярностью пользовались черные, белые, синие и желтые мотоциклы. От чего в Союз везли в большинстве случаев строго вишнёвые – загадка. Впрочем, возможно все дело было в том, что цвет этот был действительно самый красивый.
3. Название – это аббревиатура
Хорошие были мотоциклы.
Наверное, сложно будет удивить кого-то тем фактом, что название торговой марки на самом деле является аббревиатурой. Да, любили их (аббревиатуры) отнюдь не только в Советском Союзе. Тем не менее, далеко не каждый знает о том, что JAWA – это всего на всего первые буквы имени отца-основателя предприятия Франтишека Янечека (Frantisek Janeсek), соединенные с первыми буквами из названия «Вандерер» (Wanderer). Собственно, фирма «Вандерер» была тем предприятием, у которой Янечек в 1929 году купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов.
4. Инновационные технологии
Ездил быстро.
Разработка мотоциклов «Ява» не останавливалась в Чехии даже во времена Второй мировой войны в годы немецкой оккупации. После войны «Ява» не раз становилась проводником инновационных технических решений. Например, чешский мотоцикл был одним из первых двухколесных транспортных средств с автоматическим сцеплением и системой смешивания масла. В этом отношении чехи смогли обогнать не только Советский Союз, но и другие крупные мотоциклетные марки.
5. Специально для СССР
Главный мотоцикл СССР.
Модель «Ява-250» выпускалась дольше других из-за ажиотажного спроса в Советском Союзе. Хотя чехи производили множество интересных моделей, именно 250-ый мотоцикл шел на экспорт в первую очередь. Надежный и производительный он десятилетия смог захватить сердца советских людей. Данную модель выпускали даже тогда, когда она уже считалась устаревшей. Впрочем, за 20 лет активных продаж мотоцикл не раз дорабатывался.
0 комментариев