По-братски.



Жизнь братьев Доджей можно считать ярчайшей иллюстрацией воплощения знаменитой «американской мечты». Ещё бы, сыновья мелкого ремесленника стали одними из самых известных производителей автомобилей в США! Это, согласитесь, дорогого стоит.


Джон и Горас Доджи родились в небольшом городке Найлс, располагавшемся на границе штатов Мичиган и Индиана, в 1864 и 1868 годах соответственно. Семья жила бедно, и оба мальчика то помогали отцу в его мастерской, то нанимались за гроши на работу к соседям. Отличительной чертой братьев была необыкновенная привязанность друг к другу, которая обычно бывает между близнецами. Именно поэтому они не только рука об руку шли по жизненному пути, но и совместно развивали бизнес.

Карьеру братья начинали в детройской Murphy Engine company, производившей паровые машины, куда устроились разнорабочими, а затем приобрели профессию токаря. Проработав на предприятии несколько лет, они перебрались в Канаду — в компанию Canadian Typograph, где Джон, обладавший выдающимися организаторскими способностями, дослужился до начальника смены. Горас же, имевший склонность к изобретательству, вскоре запатентовал новую колёсную втулку, не боявшуюся грязи.

Скопив немного денег и найдя инвестора, Доджи открыли велосипедную мастерскую, продукция которой пользовалась успехом, но конкуренция в этом деле была такой высокой, что пробиться наверх не представлялось возможным. Как раз в этот период в Штатах стало активно развиваться автомобилестроение, и Джон решил вложиться именно в это бизнес. Однако имевшихся в распоряжении братьев 7, 5 тыс. долларов на открытие автопроизводства явно не хватало, а вот начать выпуск комплектующих с такими деньгами было вполне реально. Поскольку же братья весьма дорожили своей репутацией и качество являлось для них не пустым звуком, то их продукция вскоре обратила на себя внимание. Одним из первых клиентов стал Рэнсом Олдс, который заказал Доджам постройку двигателей для своих Oldsmobile.

А вскоре к Доджам обратился Генри Форд, и с 1903 года они стали партнёрами Fоrd motor Company. Их двигатели, трансмиссии, мосты устанавливались на целый ряд фордовских моделей — от А включительно. В 1940-м Джон вошёл в совет директоров Ford Motor, братья оказались акционерами компании, а, когда Генри Форд решил остаться единоличным владельцем фирмы, они продали ему свои доли за 25 млн долларов.





Сотрудничая с Фордом, братья не только заработали необходимую сумму для начала собственного автопроизводства, но и накопили колоссальный опыт.



Их собственное предприятие открылось в 1914 году. Компанию назвали Dodge Brothers, а первенцем стала модель Dodge 30-35, появившаяся на рынке в конце того же года. Это был недешёвый, но доступный для широких слоёв населения и весьма качественный автомобиль. Машина предназначалась для тех, кто хотел больше скорости, надёжности и комфорта, чем давали недорогие фордовские автомобили, господствующие на американском рынке.



На фоне Ford новинка от Dodge была более совершенной: 3-х ступенчатая коробка передач, 4-х цилиндровый двигатель объёмом 3, 5л и мощностью 35л. с., цельнометаллический кузов Budd. Стоила она почти вдвое дороже, чем основной конкурент (785 долларов), но покупателей это не смущало: за комфорт и заплатить не грех. Уже в первый год было продано 45 тыс. автомобилей, а в 1916-м объём продаж достиг 70 тыс.

«Надёжность» — это слово стало ключевым в рекламе Dodge Brothers того времени. Своеобразным признанием качества продукции компании стали многочисленный армейские заказы, посыпавшиеся на фирму в годы Первой мировой войны. А когда в 1917-м в модельной гамме Dodge появился коммерческий грузовик, спрос вырос ещё больше.

Братья Доджи добились своего — вошли в число самых богатых людей Северной Америки. Но, как выяснилось, деньги могли далеко не всё. Многие представители американского истеблишмента относились к ним не только как к нуворишам, но и называли «миллионерами второго сорта». Причина была вполне понятна: общество шокировали простецкие манеры Доджей, их пристрастие к доброй выпивке и отсутствие «светского лоска». Хотя всё это не мешало братьям активно заниматься благотворительностью. Кроме того, они были известными меценатами. В частности, Горас перечислял значительные средства на счёт Детройтского симфонического оркестра, а также вложил немало денег в постройку нового концертного зала в Детройте.

К началу 1920 года Djdge Brothers считалась одной из самых перспективных автомобильных компаний США. Однако именно этот год стал роковым для обоих братьев:14 января Джон Додж скончался от 'испанской инфлюэнцы" — гриппа, унёсшего сотни тысяч жизней по всему миру. А в декабре того же года из жизни ушёл и Горас. Врачи заявляли, что причиной смерти стал цирроз печени, но в его семье все были уверены, что в гроб его свела тоска по горячо любимому старшему брату.

Компания Dodge Brothers перешла к вдовам усопших, а у руля встал соратник братьев Фредерик Хайнс, занявший должности вице-президента и генерального директора. Под его руководством к 1925 году компания заняла четвёртое место среди американских автопроизводителей, а годовой объём её выпуска достиг 200 тыс. единиц.

Владеть автомобильной фирмой-дело непростое и хлопотное, поэтому вдовы братьев уступили её за 145 млн долларов Консорциуму американских банков. Однако к тому времени удача отвернулась от компании, в конце 1920-х она находилась на грани банкротства, её приобрёл Уолтер Крайслер, по праву считавшийся восходящей звездой американского автопрома. Войдя в состав его концерна, Dodge осталась отдельной маркой, хотя конструктивно её модели были унифицированы с другой продукцией Chrysler.

Тем не менее на протяжении последующей истории Dodge неоднократно предлагала своим поклонникам по-настоящему выдающиеся модели.

Сегодня марка Dodge известна по всей планете. Под ней выпускаются легковые машины, пикапы, внедорожники и коммерческие автомобили.



Что касается нашей страны, то советские автомобилисты познакомились с продукцией марки в годы Великой Отечественной войны, когда США по ленд-лизу поставляли в Советский Союз военную технику. В том числе внедорожники Dodge WC-51, которые среди наших солдат получили название 'три четверти', поскольку их грузоподъёмность по документам равнялась 750 кг, или 3/4 т. Они служили в качестве тягачей для 76- мм пушек, ими же пользовались высшие офицеры и укомплектовывались некоторые разведывательные подразделения. Кроме того, с начала 1945 года в СССР поступал и трёхосный вариант Djdge WC-62 грузоподъёмностью 1, 5 тонны.



После войны связи с нашей страны были прерваны, и для их восстановления понадобился не один десяток лет. Официальная реализация автомобилей Dodge на территории России началась лишь в 2006 году, и уже вскоре после этого в 22 крупных городах работали 34 дилера знаменитой марки. Но после кризиса 2014 года продажи её были свёрнуты. Тем не менее выпускаемые ею автомобили всё-таки можно приобрести на заказ либо на вторичном рынке.
  • avatar
  • .
  • +20

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.