Эффект Конкорда
Знаковый самолет «золотого века» гражданской авиации – это, безусловно, сверхзвуковой «Конкорд». Однако, этот самолет попал еще и в учебник экономической теории – в раздел «Поведенческая экономика»
Разработка «Конкорда» пассажирского самолета, способного долететь из Нью–Йорка в Лондон менее чем за три часа, примерно вдвое быстрее обычного самолета, стартовала еще в начале 1960х. Еще до того, как «Конкорд» начали выпускать, 16 авиакомпаний заказали более 70 таких самолетов. Однако, с 1969 г., когда «Конкорд» совершил первый полет, за следующие 30 лет было выпущено только 14 самолетов для двух авиакомпаний, Air France и British Airways.
Довольно быстро стало понятно, что проект не окупит расходов. В начале затраты оценивались в $130 млн, а в дальнейшем выросли до $2,8 млрд. Самолет оказался слишком шумным и из–за звукового удара не мог летать на максимальной скорости над землей – только над водным пространством, при этом дальности полета не хватало для рейсов над Тихим океаном – только над Атлантикой. Билеты на него стоили слишком дорого для широкой публики; кроме того, он перевозил лишь сотню пассажиров, а топлива требовал вчетверо больше, чем способный перевозить более 400 человек Boeing 747.
Однако суммы, уже вложенные в «Конкрод», служили для Великобритании и Франции оправданием того, почему нужно продолжать вкладывать, что и происходило три десятилетия.
Создатели «Конкорда» попали в «ловушку невозвратных затрат» (sunk cost fallacy). С экономической точки зрения невозвратные затраты – это затраты, которые уже были понесены и не могут быть компенсированы. Следовательно, принимать текущие решения, обосновывая их уже понесенными затратами, иррационально. Рационально учитывать только будущие затраты и выгоды.
Но тут уж, как говорится «охота пуще неволи», и отказаться от «Конкорда» создатели проекта не могли. А «ловушка невозвратных затрат» в учебниках получила второе название — «эффект «Конкорда».
Источник.
0 комментариев