ЗИС-112: почему советский спорткар, который разгонялся до 210 км/ч, не получил дальнейшего развития

Автоспорт в Советском Союзе в начале прошлого века был очень популярен, всяческим образом поощрялся, а создание спортивных машин приветствовалось. При конструировании спортивных прототипов преимущественно использовались серийные агрегаты. Одним из самых интересных проектов того времени является ЗИС-112. Эту спортивную машину, уникальную, даже по международным стандартам, разработали на базе 110-го лимузина ЗИС. Этот автомобиль стал не только символом советского автоспорта, но и примером того, как можно адаптировать зарубежные идеи к местным условиям.

Прообразом для него стал Buick LeSabre, представленный в 1951 г. впервые на американской автовыставке «Моторама», организованной корпорацией General Motors. Именно он стал предметом новых идей для автохудожника В. Росткова, полностью разработавшего внешний вид и общую конфигурацию отечественного аналога.

Le Sabre Concept
Автор: edvvc Источник: commons.wikimedia.org

И всё-таки, ЗИС-112 в точности не был таким же, как и Buick. От американского спорткара были взяты лишь главная идея и форма кузова. При этом облик ЗИС-112 отличался своей индивидуальностью. Авто имел внушительные размеры (почти 6 м в длину и более 2-х м в ширину), был 2-х местным, имел решётку радиатора круглой формы и всего одну фару. Именно поэтому автомобиль прозвали на заводе «одноглазкой» или «циклопом».

Иллюстрация в журнале «Техника- молодёжи» ( выпуск 11, ноябрь 1974)
Автор: Юрий Долматовский Источник: t-library.net

Согласно распоряжению N348, изданному директором завода им. Лихачёва, было предписано изготовить два экземпляра ЗИС-112, но в итоге был создан лишь один. Первоначально на автомобиль устанавливался серийный 8-цилиндровый двигатель мощностью 140 л.с., взятый от 110 -ой модели ЗИС. Однако для автомобиля весом почти в две с половиной тонны агрегат оказался недостаточно мощным. Это стало стимулом для инженеров под руководством В.Ф. Родионова, которые начали работу над созданием более мощного двигателя. В результате их усилий был разработан новый агрегат: восьмицилиндровый с двумя клапанами объёмом 6005 см³ и степенью сжатия 7,3. Заводские коллекторы(выпускной и впускной) были заменены на новые специально разработанные. Примечательно, что было два варианта выпускного коллектора: один для двух серийных карбюраторов МКЗ-ЛЗ, другой — для четырёх. Для обеспечения надежной работы двигателя при высоких оборотах и нагрузках были установлены два масляных насоса, обеспечивающих надежную смазку всех узлов. Дополнительно был установлен масляный радиатор. Также инженеры предусмотрели возможность ручного регулирования угла опережения зажигания. В итоге получился 182-сильный двухкарбюраторный двигатель, позволяющий автомобилю развивать скорость 204 км/ч.

 

Кузов в ЗИС-112 спроектировали специально под нужды гонок. Он имел две двери, был двухместный и открытый, окрашенный в белый и синий цвета. Для защиты от непогоды во время тренировок и испытаний использовался съёмный пластиковый жесткий верх, крепившийся к кузову с помощью восьми болтов. На гонках этот верх, естественно, снимался, чтобы уменьшить вес и улучшить аэродинамику. Задняя часть автомобиля была разделена на две составляющие, одна из которых выступала как отсек бензобака, вмещавший внушительные 220 литров топлива.

Иллюстрация в журнале «Техника- молодёжи» (выпуск 11, ноябрь 1974)
Автор: Юрий Долматовский Источник: t-library.net

Участие в гоночных заездах

Дебют автомобиля состоялся в 52-м году на Первенстве страны по автомобильному спорту. Это стало для него настоящим боевым крещением. Машина участвовала в трёх шоссейно-линейных гонках на дистанциях в пятьсот километров, пятьдесят километров и один километр. Однако, несмотря на то, что результаты не были выдающимися, они позволили выявить как сильные, так и слабые стороны автомобиля. После линейных гонок на Минском шоссе стало очевидно, что шасси, позаимствованное от серийного ЗИС-110, не совсем идеально подходит для спортивных соревнований. Громоздкая конструкция, рассчитанная на семиместный лимузин, оказалась слишком тяжелой и имела неудачную развесовку. Длина автомобиля составляла внушительные 5 метров 92 сантиметра при колёсной базе в 3 метра 76 сантиметров, а снаряжённая масса с полным баком (220 л бензина) достигала 2915 кг. Неравномерное распределение веса по осям, с существенной перегрузкой передней оси, негативно влияло на управляемость и сцепление с дорогой. К тому же у машины был большой расход топлива(35 литров на сотню километров). Также в ходе испытаний было выявлено то, что мотор перегревается из-за большой температуры масла в картере, которая после 60-70 км пробега могла дойти до отметки 100°-105°. При этом температура имела тенденцию дальнейшего повышения.

Всё это стало серьезным препятствием для достижения высоких результатов в гонках. Необходимы были дальнейшие доработки. Поэтому ЗИС-112 подвергся некоторым изменениям. В передней части добавили отверстий для увеличения притока воздуха, обдувающего радиаторы, установили дополнительный радиатор охлаждения масляной системы, а передний бампер несколько опустили. В дальнейшем от заезда к заезду автомобиль неоднократно дорабатывали. Устанавливали дворники, переделывали лобовые стёкла, добавляли дополнительно воздухозаборники.

Укороченная версия

Выше упомянутые дополнения не устранили недочётов, существующих в автомобиле. Поэтому в 1956 году гонщик Б. Курбатов предложил сделать укороченный вариант машины. В итоге колёсную базу уменьшили на 60 см, а длину автомобиля — до 5 м 32 см. Весить автомобиль стал также меньше(на целых 550 кг). Снаряжённый автомобиль весил уже 2 т 250 кг, а пустой — 1 т 900 кг. Двигатель автомобиля также модернизировали: добавились ещё 2 карбюратора, а степень сжатия стала составлять 8,5 ед. Благодаря этому, скорость, до которой могла разогнаться машина, дошла до отметки 210 км/ч.

 

Участие в гонках на кольцевых трассах

С 1955 г. местом проведения всех скоростных чемпионатов стала Минская кольцевая трасса, которая включала в себя спуски, подъёмы и множество крутых поворотов. Ввиду этого ключевую роль в гоночных автомобилях приобрели показатели тормозной системы и манёвренности. А, поскольку манёвренность ЗИС-112 была недостаточной, ожидания, возложенные на него, опять не были оправданы. И всё же история этого автомобиля на этом не закончилась. В 1960 г было принято решение использовать его шасси как основу для нового гоночного авто под названием ЗИЛ-112/6.

Рисунок из серии журнала «За рулём"(выпуск 11, 1984)
Автор: Александр Захаров Источник: carstyling.ru

Заключение

Несмотря на все неудачи, ЗИС-112 стал одним из первых советских автомобилей, который мог успешно конкурировать на международной арене. Он оставил значительный след в истории советского автомобилестроения и автоспорта. Результаты, которые показал этот спортивный автомобиль в чемпионатах страны в заездах на длинных дистанциях, были лучшими по Советскому Союзу.

Изображение в превью:
Автор: Александр Захаров
Источник: carstyling.ru
  • avatar
  • .

1 комментарий

avatar
я конечно не особо знаток по спорт авто того времени. но 2.5 тонны, это они серьезно? из чугуна делали
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.