Вертолеты курильщика Яковлева

Учитывая опыт создания и эксплуатации вертолета Як-24, в Ленинградском филиале ОКБ-115, на заводе МАП №272 в Ленинграде, под руководством главного конструктора Игоря Александровича Эрлиха, согласно февральского 1958 года постановления Совета Министров СССР, прорабатывался проект нового тяжелого четырехмоторного вертолета, продольной схемы — Як-60.

Для вертолета планировали четыре газотурбинные двигатели Д-25ВФ, мощностью 6497 л. с. каждый. Планируемая грузоподъемность должна была составлять более 40 тонн. Габариты Яковлевского гиганта были следующие: длина 44,6 метра, ширина 8,6 метров и высота 11,6 метров. Грузоподъемность Як-60 была 42 тонны, а максимальный взлетный вес — 100 тонн.

Назначением вертолета-гиганта являлось транспортировка по воздуху: танков, бронетранспортеров, самоходных установок, наземных РЛС, баллистических ракет, понтонных блоков, мостовых ферм, боеприпасов и другого вооружения, мачт электропередачи, буровых вышек, речных судов и прочих крупногабаритных народно-хозяйственных грузов. Кроме просторной грузовой кабины, допускалась транспортировка груза и на внешней подвеске.

При этом он мог брать на борт до 228 десантников в полной экипировке или 176 раненых и 8 медработников. Считается, что работы по вертолету не вышли дальше технического предложения, из-за отказа ОКБ-115 от вертолетной тематики и закрытия его Ленинградского филиала с последовавшей переориентацией завода № 272. Подобный вертолет-гигант был создан в КБ Миля. Им стал самый большой в мире вертолет В-12.

Но нет — вещества в КБ Яковлева совсем не закончились. Им был предложен вот такой аппарат:

 

Проект ВВП-6 предлагал строительство тяжелого многороторного вертолета, предназначенного для несения особой полезной нагрузки. Тогда как другие винтокрылые машины предназначались для перевозки солдат, оружия, боеприпасов и техники, новый образец должен был брать на борт ракеты зенитного комплекса С-75 – причем вместе с пусковыми установками. По сути, предлагался оригинальный вариант зенитного ракетного комплекса на винтокрылой платформе, пригодный для быстрой организации противовоздушной обороны на опасном направлении.

Специфические задачи серьезно сказались на облике вертолета. По своей архитектуре и компоновке он должен был заметно отличаться от других машин, как своего времени, так и более поздних. Предлагалось использовать фюзеляж большого сечения, способный вместить особую полезную нагрузку. Для получения нужной грузоподъемности использовались шесть самостоятельных винтомоторных групп, размещенных на шести плоскостях.

На каждом крыле имелось четыре двигателя и редуктор, обеспечивавший привод шестилопастного винта. Длина лопастей несущего винта была подобрана так, чтобы ометаемый диск не перекрывал проекцию фюзеляжа и не угрожал полезной нагрузке.Имея шесть полукрыльев с винтомоторной группой на каждом, вертолет ВВП-6 должен был иметь сразу шесть одинаковых несущих винтов. Их привод осуществлялся 24 отдельными двигателями, соединенными между собой при помощи особых редукторов. Как предлагалось организовывать управление машиной – неизвестно. Все винты могли комплектоваться автоматами перекоса для изменения параметров тяги. Кроме того, для маневрирования можно было использовать дифференцированное изменение оборотов двигателей.

Концепция вертолета противовоздушной обороны, вооруженного зенитными ракетами и оснащенного необходимыми приборами управления, могла представлять интерес для военных. Винтокрылая машина по типу ВВП-6 в теории давала армии особые возможности, а вместе с ними и преимущество перед вероятным противником.

Главным преимуществом ВВП-6 оказывалась высокая мобильность. В этом отношении вертолет с ракетами наголову превосходил все существующие и перспективные ЗРК традиционного облика. Нетрудно представить, как быстро вертолет мог бы выйти на указанную позицию и насколько обогнать ЗРК С-75 на штатных машинах. По мобильности с вертолетом могли сравниться разве что истребители с ракетами «воздух-воздух», однако в этом случае речь шла и о других отличиях.

Ценой разумного увеличения размеров и массы вертолета можно было получить существенный боекомплект, готовый к применению. Кроме того, имелись возможности для перевозки дополнительных ракет. Таким образом, по своим огневым качествам вертолетное звено в составе нескольких машин оказывалось заменой наземной зенитной батарее.

Немаловажным преимуществом проекта ВВП-6 являлась унификация с существующим ЗРК по боеприпасам. Проект предусматривал применение ракет В-750 и В-755, использовавшихся многочисленными комплексами С-75. Таким образом, при строительстве и развертывании перспективного вертолетного комплекса не требовались разработка и выпуск специальных ракет под него.

 

Материал: raigap.livejournal.com/904177.html

  • avatar
  • .
  • +4

1 комментарий

avatar
Вопрос не в скорости разворачивания или надежности, сложности управления, а в том сколько ему требуется топлива еще с собой брать и на какую автономность такой платформы можно расчитывать?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.