Латвийский пароход сбежал из Латинской Америки в Магадан 82 года назад

День в истории – 2 июня

Пароход «Советская Латвия» и его капитан Г.А. Ухов в Нагаевском порту / Из газеты «Советская Колыма» от 3 июня 1941 года

2 июня 1941 года в Нагаевский порт прибыл пароход «Советская Латвия», совершивший свой первый рейс под советским флагом и официально вошедший с этого момента в состав морского флота Дальстроя.

Изначально корабль был построен по заказу норвежской судоходной компании «Wiel & Amundsens» в феврале 1926 года как одновинтовой грузовой теплоход «Childar». В 1939 году его купила латвийская компания «Apvienota Kugniecibas Aks. Sb», давшая теплоходу название «Hercogs Jekabs».

После вхождения Латвии в состав Советского Союза в августе 1940 года, теплоход был одним из десятка торговых судов Латвии, оказавшихся в тот момент за рубежом, в порту Кальяо, в Перу. Здесь его пытались задержать дипломаты Латвии, но под нажимом советского посольства передача прежним владельцам задерживалась. Судно ушло в Мексику, после чего большая часть команды решила идти во Владивосток.

Уже в январе 1941 года, узнав о том, что утром «Hercogs Jekabs» будет арестован по запросу властей Латвийской республики за рубежом до решения вопроса о его принадлежности, капитан теплохода сумел в густой туман незаметно вывести судно из порта и, придя в феврале 1941 года во Владивосток, передал его советским властям. Тогда судно и было переименовано и передано Дальстрою, чтобы 2 июня 1941 года впервые прибыть в Магадан.

В ходе Отечественной войны суда Дальстроя, в том числе и «Советская Латвия», участвовали в перевозке из США через Тихий океан грузов по программе помощи Советскому Союзу. Во время войны с Японией с 9 августа по 3 сентября 1945 года корабль числился в составе ТОФ в качестве транспорта. В августе 1945 года «Советская Латвия» приняла участие в доставке десантных войск в Корею.

По окончании войны теплоход вновь поступил в распоряжение Дальстроя. Его флот просуществовал до сентября 1957 года, когда оставшиеся три судна «Феликс Дзержинский», «Джурма» и «Советская Латвия» вместе с портом Нагаево были переданы в состав Дальневосточного государственного морского пароходства.

В 1964 году «Советская Латвия» уже числилась в составе Объединения «Дальрыба» МРХ. В январе 1967 года корабль сняли с учета морских судов СССР и как плавъемкость передали одному из рыболовецких хозяйств Приморья. В 1975 году его вывели из эксплуатации.

Также в этот день

  • 2 июня 1931 года в Ольско-Сеймчанском районе создано первое коллективное хозяйство — безуставная артель «Искра».
  • 2 июня 1940 года газета «Советская Колыма» сообщила о завершающемся на следующий день строительстве инфекционного корпуса «больничного городка» за Парком культуры и отдыха. Ныне это комплекс Магаданской областной больницы.

Строительство первых гинекологически-акушерского и инфекционного корпусов развернулось еще в сентябре 1938 года, здания возводили из местного кирпича. Инфекционный корпус стал первым, что официально ввели в строй. Одновременно в нем разместились детское стоматологическое и хирургическое отделения, а также туберкулезное отделение для взрослого населения.

До этого в Магадане действовал «старый» больничный городок или «сангородок», располагавшийся с левой стороны современного проспекта Карла Маркса за современной же улицей Транспортной.

Вспоминая лето 1936 года, С.И. Данилов писал:

«Это были двухэтажные сборные деревянные дома. Стояли эти строения в районе нынешней школы №11».

  • 2 июня 1941 года состоялось первое гастрольное выступление Магаданского эстрадного театра.
  • 2 июня 1942 года Приказом по ГУСДС № 309 в целях наиболее эффективного использования экскаваторного парка Дальстроя утверждено положение о районной экскаваторной станции. Первая такая станция была создана в Омчакской долине уже 21 июня.
  • 2 июня 1943 года в дневнике Охотско-Колымского краеведческого музея записано:

«В Магадан с пароходами прибыли новые кинофильмы «Котовский», «Сталинград», «69-я параллель», «Очарован тобой», «Три мушкетера» и другие. Исключительным успехом пользуются фильмы «Котовский» и «Сталинград». До отправки картин на трассу их пускали до двух с половиной часов ночи. Так, 1 июня последний сеанс на «Сталинград» был в 1 час 30 минут...»

  • 2 июня 1944 года Приказом по ГУСДС №262 предписано строительство самотечного водовода города Магадана из речки Каменушка, длиною 4 километра. В качестве даты окончания строительства выбрали 15 августа.
  • 2 июня 1991 года аэропорт «Магадан — 56 км» приобрел статус международного. К тому времени в нем уже принимали большинство отечественных самолетов, включая Ту-204-100, Ан-72, Ан-74, а также Боинг-727. Магаданские летчики летали в Анкоридж, Сиэтл, Сан-Франциско и Лос-Анджелес.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.