Уроки от специалистов на региональном уровне.



Навеяло данной темой.

Дело хорошее, практикуется специалистами разных сфер. Но. Один такой урок посещает 20-30 школьников. Приходить с этим же рассказом во все школы и классы возможности нет. И у нас есть еще трасса.

Таким образом, полезные и важные сведения проходят мимо подавляющего большинства целевой аудитории.

Есть смысл подобные уроки записывать на видео, качественно монтировать и делать из них учебные фильмы. Поручить это следует профессионалам из телекомпаний. Возможно, привлечь хороших любителей, тот же «Северный ветер». Заплатить за это денег из бюджета.

В фильм при монтаже добавить еще иллюстраций, видео, примеров, статистики, кроме самого рассказа лектора, если это необходимо. Т.е., специалист(ы) должен быть привлечен к работе над окончательным вариантом в качестве главного. (Журналисты всегда делают неверные акценты и добавляют слишком много своего дилетантского взгляда) И специалистам тоже надо заплатить.

В итоге должен получиться качественный видеоурок продолжительностью минут 15-20.

Этот продукт поступает в собственность управления образования и показывается во всех школах области. В каждой школе есть классные часы. И классные руководители не знают, о чем там говорить, кроме «вы все очень плохо учитесь» :) Есть уроки ОБЖ, которые ведут люди, не являющиеся специалистами в конкретных областях, такие фильмы стали бы им отличным подспорьем. И, наконец, пригодятся эти интерактивные доски и проекторы, которые стоят в школах без дела :)

Направления: электробезопасность, ПДД, наркотики, интернет, привлечение к спорту и ЗОЖ и прочее.

Ценность именно такого подхода в актуальности информации, в ее региональной ориентированности, в возможности обратной связи, так как все авторы здесь.

Именно этого нет в учебных фильмах, которые показывают по тв. Там все крайне уныло и/или сделано дилетантами.

Вот это может стать большой областной целевой программой, с ожиданием реального эффекта в виде снижения плохих цифр и повышения хороших. И каждая участвующая организация сможет поставить себе жирный плюс и отрапортовать в МСК о проделанной пропагандистской работе с огромным охватом аудитории. А хорошие фильмы можно будет даже продать в другие регионы.

Этот вопрос я намерен вынести в Общественную палату.
Ваше мнение?
  • avatar
  • .
  • +110

Больше в разделе

26 комментариев

avatar
Поручить это следует профессионалам из телекомпаний.
Вот этого лучше не делать, а то звук или пердеть будет, или скакать громче/тише, как у наших обычно и происходит.
А в целом эффективность тоже сомнительна, по себе знаю, что всякие видяйки за партой это только доп. время пострадать херней…
avatar
Вот этого лучше не делать, а то звук или пердеть будет, или скакать громче/тише, как у наших обычно и происходит.
это технический вопрос, а все технические вопросы решаемы.
всякие видяйки за партой это только доп. время пострадать херней…
ну, с таким подходом на любом уроке можно херней страдать.
avatar
Ну тут есть деятель, который по ВОЛСУ ролик делал. Так что далеко ходить не нужно.
avatar
И да, дело хорошее.
Я постом не буду делать, оставлю тут. Пройдись по ссылкам, есть вероятность что часть уже сделана.
Онлайн образование
Вот так, тихо и незаметно, наше высшее образование подобралось к самому краю пропасти. Если мы не предпримем экстренных мер, скоро наши вузы начнут деградировать с огромной скоростью.

Как это водится в наши дни, беда пришла из Интернета.

За 2012 год дистанционное образование явочным порядком превратилось из экзотического способа повышения квалификации для программистов в самый перспективный и удобный способ обучения. Два университета, которые однозначно входят в десятку лучших на нашей планете — Стэнфорд и MIT — всерьёз собираются набрать на удалённые курсы один миллиард (!) слушателей:
http://habrahabr.ru/post/162833/

И ладно бы это были просто громкие заявления… однако работающие сейчас центры удалённого обучения — Курсера, Иудасити и Академия Хана — уже превосходят традиционное «оффлайн» обучение и по качеству и по удобству.

Чтобы оценить масштаб бедствия вы можете просмотреть приложенное к посту видео с фрагментом из теории вероятностей. И попытаться вспомнить для сравнения, насколько понятной и занимательной были ваши лекции по этому предмету в школе/вузе.

А вот — опять-таки, для понимания серьёзности проблемы — кусочек теста из раздела «арифметика». Регистрироваться нигде не надо, можно перейти по ссылке и сразу решить пару примеров:

http://www.khanacademy.org/math/arithmetic/addition-subtraction/e/adding_and_subtracting_negative_numbers

Для тех, кто любит погорячее, вот раздел с матаном:

http://www.khanacademy.org/math/calculus/differential-calculus/e

Как несложно заметить, для обучения не надо быть гением. К каждому примеру предлагается совет, а для туповатых студентов и для тех, кто успел уже подзабыть материал, снизу справа дана ссылка на обучающее видео.

И ведь это только жалкое начало. Сейчас к разработке онлайн курсов подключены гигантские ресурсы. Десятки миллионов потенциальных слушателей каждого курса стоят того, чтобы как следует поработать над каждым уроком.

Плавно перехожу теперь к печальному выводу.

Вся эта образовательная гнусь делается сейчас иностранными организациями. Таким образом, перед русской школотой и студентотой встаёт нехитрый выбор. Или она идёт ногами в традиционный вуз, переписывать с досок в тетрадки морально устаревшие каракули пенсионеров-бубнильщиков, или она открывает компьютер и получает первоклассное образование у лучших специалистов мира — через Интернет.

При этом языковой барьер уже отсутствует. Полчища волонтёров активно переводят все лекции на русский язык — а для того специфического материала, для которого ещё нет перевода, вполне достаточно знать английский на уровне гастарбайтера из Сенегала.

Таким образом, увы, выбор для продвинутого школьника/студента становится абсолютно очевидным. Не менее очевидным, чем, например, выбор между бесплатным личным ноутбуком и допотопной пишущей машинкой, за аренду которой надо будет ещё и отдавать по десять тысяч рублей ежемесячно.

Все страхи противников ВТО успешно реализовались. Только реализовались они не в сельском хозяйстве — которое у нас сейчас более чем конкурентоспособно, что бы там ни пел лукавый Бабкин — а в образовательной сфере. Наши вузы были явочным порядком выброшены на глобальный рынок, конкурировать на котором они категорически не способны.

Давайте прикинем, какие варианты решения проблемы есть у наших вузов.

План первый — согласно которому они действуют сейчас — спрятать голову в песок и сделать вид, будто ничего не происходит.

План, в общем, довольно неплох, если речь идёт, например, о театральных вузах. Там, да, удалённое обучение пока неактуально. Однако вузы технические — которыми так привыкли гордиться наши ностальгирующие по СССР сограждане — скоро уже начнут терять лучших студентов. В них останутся только косящие от армии раздолбаи и туповатые лентяи, которым нужно просто получить корочки и устроиться на какую-нибудь ненапряжную должность.

План второй — сделать своё удалённое обучение, с сопроматом и Ломоносовым. План, теоретически, самый правильный… однако на практике я вижу в Рунете только небольшие единичные проекты энтузиастов, которые оказать реальное сопротивление тем же Хану с Курсерой не смогут.

Принято считать, что лучший технический вуз в России — МГТУ имени Баумана. Заходим на сайт этого достойного вуза:

http://www.bmstu.ru/

Онлайн обучением даже и не пахнет. Руководство вуза живёт где-то глубоко в двадцатом веке и пока ещё не понимает, что бороться за лучших студентов ему теперь придётся не с привычными московскими динозаврами, а с тем же Массачусетским Технологическим, на сайте которого доступ к онлайн обучению достигается в несколько кликов.

Я знаю, мне сейчас будут рассказывать про системный подход, про умение учиться и про другие традиционные способы шарлатанов от образования заставить наивных студентов шесть лет подряд маяться ерундой.

Не нужно агитировать меня за советскую власть. Я всю жизнь прожил в России и, как вы знаете, я выражаю на порядок более патриотичную позицию, чем подавляющее большинство преподавателей наших вузов.

Но всё же факты остаются фактами: прогресс ушёл вперёд, и конкурировать теперь надо на другом поле. Судьба тёплых ламповых проигрывателей виниловых пластинок — прозябание в узкой нише немногочисленных седобородых фанатов.

Что может сделать Россия в сегодняшней ситуации?

Если наши вузы чувствуют в себе силы бороться, я пожелаю им удачи. В конце концов, у нас есть традиции реально качественного обучения: те же самые математические книги Перельмана были для своего времени лучшими в мире.

Тем не менее я считаю правильным для государства не класть оба яйца в одну корзину. В настоящее время онлайн обучение только выходит на действительно большие обороты. Поэтому Россия пока ещё имеет хорошую возможность войти полноправной участницей во все годные проекты, которые сейчас имеют статус хотя бы относительно независимых.

Для нашего образовательного бюджета эти несколько десятков миллионов долларов будут абсолютно незаметны, так как денег сейчас государство в образование вбивает очень много. Однако взамен мы получим возможность держать руку на пульсе развития образовательных технологий и — как минимум — добьёмся того, чтобы все важные курсы читались, в том числе, и на нашем родном русском языке.

В любом случае, коллеги, в этом технологическом переходе есть как минимум два приятных обстоятельства.

Во-первых, теперь качественное образование станет на пару порядков доступнее. На онлайн курсы берут всех — а не только самых умных, упорных и дисциплинированных, как это было принято на морально устаревших формах обучения.

А во-вторых, те студенты, которые раньше улетали учиться в другие страны, будут теперь оставаться в России. И тот факт, что во время учёбы они общались с преподавателями из других стран, пожалуй, только положительно скажется на их профессиональных навыках и кругозоре.

PS. Раз уж зашла речь про образование. Сейчас в Интернете идут выборы Уполномоченного по правам студентов в РФ. Выборы проходят вот здесь:

http://vote.stud-forum.ru/

Пожалуйста, перейдите по ссылке и проголосуйте за Артёма Хромова. Я лично знаком с Артёмом: он вместе со своей организацией делает очень правильные дела — заставляет чиновников из вузов уважать законы и добросовестно выполнять свои обязанности.

Update 1. Мне дали ссылку на российский Интернет-Университет:

http://www.intuit.ru/
avatar
я рассчитываю, что развал образования все же будет остановлен (некоторые признаки уже есть), и необходимости в наших условиях в переходе от традиционного (наиболее эффективного) к онлайн-обучению по основному содержанию не потребуется.

Я веду речь о дополнительных занятиях.
avatar
Это ясно. Это пример.
avatar
Принято считать, что лучший технический вуз в России — МГТУ имени Баумана. Заходим на сайт этого достойного вуза:
www.bmstu.ru/
Онлайн обучением даже и не пахнет. Руководство вуза живёт где-то глубоко в двадцатом веке и пока ещё не понимает, что бороться за лучших студентов ему теперь придётся не с привычными московскими динозаврами, а с тем же Массачусетским Технологическим, на сайте которого доступ к онлайн обучению достигается в несколько кликов.
Не все так печально. При МГТУ им. Баумана есть учебный центр «Специалист» ИТ-направленности. www.specialist.ru/center
О центре Специалист
Учебный Центр «Специалист» — это:
ведущий компьютерный учебный центр России с высочайшим уровнем качества обучения, сервиса, организации учебного процесса;
лучший учебный центр Microsoft в России, Центральной и Восточной Европе в 2012 г;
лучший учебный центр Autodesk в России;
крупнейший авторизованный учебный центр ведущих IT-компаний мира.
Учебный Центр сертифицирован Торгово-промышленной палатой РФ и включен в реестр ведущих учебных учреждений, предоставляющих качественные образовательные услуги. За 21 год работы в «Специалисте» прошли учебные курсы свыше 600 000 слушателей. Более 25 000 российских и зарубежных компаний доверили «Специалисту» обучение и повышение квалификации своих сотрудников.

Там они преподают, в том числе, с помощью вебинаров
З.Ы. Это не реклама )
avatar
А статейка эта старая, того года ещё. Да и на полноту не претендует.
avatar
Вот этого лучше не делать, а то звук или пердеть будет, или скакать громче/тише, как у наших обычно и происходит.
это технический вопрос, а все технические вопросы решаемы.
Это верно. Но там уже лет 7-8 звук пердит и скачет. А звукорежиссеру похуй.
avatar
у нас три телеканала и разные рекламщики. Среди них точно найдется пара хороших спецов.
avatar
Охуенно!

Множество жизненных вещей в школе не освещаются. Например, умение распоряжаться своими деньгами. Вроде бы все очевидно, но куча людей деньги тупо проебывают на всякую хуйню — в этом они социальные импотенты.
avatar
Ога, ойфоны там всякие. Еще и в кредит берут, пздц.
avatar
Прошу в этом блоге без мата.
avatar
Поздно сказал)
avatar
Учтем.
avatar
Социально направленные уроки (ролики) нужны. Тем много. Важно, чтобы они были не просто нудной телелекцией. Креатив нужен и качество. Чтобы школьникам интересно было.
Например у меня дочка с трех лет с удовольствием смотрит обучающие мульты (в сети скачал).
avatar
идея хороша. Важно ее качественное наполнение.
Вопрос 1. А подобный фильм, будучи предназначенным для просмотра в учебном заведении не нуждается ли в каких-нибудь там «одобрениях», «утверждениях» от чинуш? Нельзя же вот какое угодно видео прокручивать на классных часах?
Вопрос 2. По какой целевой программе можно, интересно, провести средства на оплату?? Инструменты какие? Реально ли?

Предложения по тематике и кандидатам на роль «лекторов» можно накидать здесь.

И еще момент. Плюс живого общения в том, что можно этому самому специалисту задать вопросы, поговорить, уточнить. Тогда по каждой теме должны быть ЧАВО с интересными ответами на них. Или подняты темы для дискутирования в классе уже после просмотра (классный руководитель должен быть подготовлен тогда).
В общем, это не должно быть просто пришел-посмотрел-вышел. Должен возникнуть эмоциональный отклик.

Информация остается в голове ученика тогда, когда она его «цепляет».
avatar
Вопрос 1. А подобный фильм, будучи предназначенным для просмотра в учебном заведении не нуждается ли в каких-нибудь там «одобрениях», «утверждениях» от чинуш? Нельзя же вот какое угодно видео прокручивать на классных часах?
это, конечно, должно быть при участии управления образования.

Вопрос 2. По какой целевой программе можно, интересно, провести средства на оплату?? Инструменты какие? Реально ли?
такую целевую программу можно создать.
avatar
Плюс живого общения в том, что можно этому самому специалисту задать вопросы, поговорить, уточнить. Тогда по каждой теме должны быть ЧАВО с интересными ответами на них. Или подняты темы для дискутирования в классе уже после просмотра (классный руководитель должен быть подготовлен тогда).
В общем, это не должно быть просто пришел-посмотрел-вышел. Должен возникнуть эмоциональный отклик.
безусловно.
avatar
Не обязательно на дополнительных занятиях показывать такие фильмы — опыт показывает, детишки на «дополнительное» реагируют не очень положительно (хотя их не спрашивают). Это всё отлично вливается в рамки предмета ОБЖ (если такой еще есть в школе). А для совсем маленьких — время урока труда или окружающего мира можно занять немного.
avatar
я тут поговорил с одним человечком, мне сказали, что не взлетит
avatar
Что не взлетит?
avatar
идея в целом.
Дескать, некоторые моменты на видео не вкатят. Например, когда пожарники свой шмурдяк показывают, примерить дают.
И что есть активная и качественная лекционная деятельность со стороны библиотек.
avatar
*пожарные
avatar
Было бы полезно подобным образом также давать информацию по будущему проф отбору — большинство из молодёжи не представляют себе куда идти учиться или работать после школы (по одной из работ — постоянно общаюсь с подростающим поколением, у многих «на послешколы» нет никаких планов).
avatar
у многих «на послешколы» нет никаких планов
Это недоработка родителей, ну и учителей. Если не определился даже в интересах к 11 классу, то ты… недалеко ушел от 1-3 класса, вот и вся суровая логика!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.