От истоков до светлого будущего: Вторая часть серии о процессе электрификации в России
Сегодня поговорим о различных электростанциях, которые появились в стране в дореволюционный период. Так как о электростанциях для освещения города я уже сказал ранее, то начнем с электрификации в промышленных зданиях. Там, если не считать гальванопластики, применявшейся с 1839 г., электричество начало использоваться с 70-х гг., поначалу только для освещения помещений. В 1873 г. было впервые организовано электроосвещение Сормовского завода, в 1877 г. Охтинского, в 1883 г. Обуховского и т. д. Причем для Охтинского и других пороховых заводов, подобная модернизация была долгожданной. До того момента, освещение на пороховых заводах могло стать причиной взрыва.
В 1882г. Н. Н. Бенардос изобретает дуговую электросварку, которую он именовал «электрогефестом». Это изобретение открывает новые возможности для промышленности и железнодорожного хозяйства. В 1888г. Н.Г. Славянов усовершенствует эту технологию и взамен угольных электродов использует плавящийся.
Для получения электричества на предприятиях поначалу динамо-машины постоянного тока подсоединяли ременной передачей к имеющимся заводским паровым машинам.
В 1895 г. на Обуховском заводе была построена первая полноценная заводская электростанция со своими собственными паровыми двигателями, паровыми котлами и динамо-машинами.
Начиная с 90-х годов XIX в. паровые машины начинают постепенно заменяться паровыми турбинами, непосредственно соединенными с генератором, а с начала XX в. и двигателями внутреннего сгорания в первую очередь дизелями, водяными турбинами и паротурбогенераторами, к которым ещё вернёмся.
Не знаю, насколько правильно привязывать развитие электрификации к капиталистическому строю, имевшему место тогда быть, но желание заработать сподвигло компании к увеличению масштабов своих проектов. Переключимся теперь на Москву, ведь там в 1888г. начинается строительство первой центральной электростанции. Всё то же «Общество Электрического Освещения», (ОЭО) приступая к прокладке сети проводов для освещения Москвы, возводит её на углу Георгиевского переулка и улицы Большая Дмитровка на землях, принадлежавших Святейшему Синоду (ранее здесь располагался упраздненный Георгиевский монастырь).
«Георгиевская» электростанция, по сути являвшаяся ТЭС, первоначально состояла из четырех паровых машин мощностью по 200 лошадиных сил и из шести котлов, дававших насыщенный пар при 10 атмосферах. Абонентам поступал постоянный ток напряжением 200 В. Мощности электростанции (100 кВт) было достаточно для обслуживания 800 абонентов, а также обеспечения уличного освещение в радиусе 50 километров. Крупнейшими потребителями были Большой и Малый театры, а также Московский университет на Моховой. Присоединение новых абонентов предусматривало увеличение числа двигателей и котлов, для которых в здании на Большой Дмитровке вскоре перестало хватать места, и в 1899 г. Георгиевская станция была закрыта.
В дальнейшем здесь проходили выставки, электротехнические съезды. Во время проведения II Всероссийского электротехнического съезда 28 декабря 1908 года в стенах бывшей Георгиевской станции впервые был представлен сенсационный «беспроволочный телеграф» А. С. Попова, ставший прообразом современного радио и телевидения. Проект здания, разработанный архитектором Владимиром Шером, ныне известен как выставочный зал «Новый манеж».
С первой ГЭС в стране некоторые непонятки, так как на это звание претендуют несколько электростанций, но будем придерживаться наиболее распространенной точки зрения. Согласно ей первой в России ГЭС стала Березовская ГЭС, построенная в Зыряновске в 1892г. Она выдавала мощность в 200кВт и использовалась для электрификации приисков. Её энергии хватало для работы водоотливных машин и освещения помещений.
Вообще проекты использование энергии рек появились даже раньше, чем Сименс организовал своё «Общество электрического освещения». Предложения по строительству ГЭС в 1880-м выдвигал российский инженер Чиколев, а в 1892-м с аналогичными идеями выступал Николай Бенардос. По его замыслу электроэнергией, полученной от турбин на Неве, должен был снабжаться Петербург. Графтио предполагал использовать течение реки Волхов (к нему мы ещё вернёмся позже).
Первой же ГЭС, которую можно считать промышленной, т.е. работающей в энергосистеме, называют гидроэлектростанцию «Белый уголь», построенную на реке Подкумок в современном Ставропольском крае в 1903г. Не путаем с ГЭС, построенными для промышленности, их на тот момент уже хватало. Из известных мне, существовали ГЭС при Охтинском пороховом заводе и Сестрорецком оружейном заводе.
ГЭС «Белый уголь» была построена Владикавказской железной дороги, с целью энергоснабжения курортов Кавказских Минеральных Вод. Построили её довольно быстро, всего за три с небольшим месяца.
Мощность ГЭС «Белый уголь» на момент пуска составляла примерно 740 кВт, что было неплохим показателем на то время. Этой мощности хватало на освещение четырех городов, энергоснабжение трамвайных линий в Пятигорске и Кисловодске, а также насосов, качавших минеральную воду в санатории. В 1943 году немцы, отступая со ставропольской земли, практически полностью разрушили станцию. тем не менее, в 1947 году она была восстановлена. Вместо тех первых, исторических гидроагрегатов поставили два новых, мощностью по 350 кВт.
Вернемся в Москву. Там 1896 — 1897 гг. «ОЭО» построило новую центральную станцию в Замоскворечье, на Раушской набережной (МГЭС-1), взявшую на себя обслуживание всех абонентов компании.
К 1912 г. станция обслуживала 39 617 абонентов, питая более 1 млн электроламп и более 20 000 электромоторов, общей мощностью в 30 000 л.с., поставляя клиентам 38,5 млн кВт/час энергии в год. Протяженность московских кабельных сетей «ОЭО» к 1917 г. достигала 1584 км. Причем линии эти были подземными, так как московские власти запрещали использование воздушных линий, чтобы не портить облик города.
В июле 1892г. в России был пущен первый трамвай, начавший свою работу в Киеве, заменив конку. Позднее трамвайные линии появились в Казани, Н. Новгороде, Екатеринославе и Елисаветграде, Витебске, Москве и Севастополе, Астрахани, Харькове, Петербурге, Варшаве и Саратове, Одессе, Владивостоке и прочих городах.
На самом деле русские ученые разработали основные теоретические вопросы, связанные с деятельностью электрического транспорта еще в 1838г. Уже в 1876г. Ф.А. Пироцкий испытал принцип передачи электричества по рельсам, а в 1880г. создал первый действующий прообраз трамвая. Однако поставить трамвай на коммерческие рельсы ему не удалось. Этим вопросом занялся всё тот же Сименс, который начал запуск промышленного трамвая с Берлина, и вскоре добрался до Киева.
Почему в Петербурге, в тогдашней столице империи, трамвай так долго не появлялся? Всё дело в конкомафии, которая не желала себе лишней конкуренции и препятствовала развитию транспорта. Что примечательно, первый трамвай там пошел по льду Невы, так как по закону не имел права составлять конкуренцию конке на улицах города.
Чиколев, фамилия которого мелькала в тексте уже не единожды, был этаким Илоном Маском своего времени и до кучи создал «электроход», то есть аккумуляторную шлюпку, для администрации Охтенских пороховых заводов. Она была оборудована электродвигателем на 2 и 1/4 л. с., питавшимся от аккумуляторной батареи (в условиях большой огнеопасности порохового завода, расположенного у реки, паровые катера нельзя было использовать из-за вылетавших из их труб искр).
С переходом в новый век, на фоне стремительного развития технологий, появились и новые проекты электрического транспорта, но о них мы поговорим в следующий раз.
Автор: Дима Катаругин.
0 комментариев