Сила меча: как мастерская в Брянске прославилась на весь мир

За три года мастерская Kvetun Armory превратилась в одного из мировых лидеров по выпуску снаряжения для исторического фехтования. Сейчас она поставляет его в 50 стран. О том, как любители атрибутов Средневековья смогли создать бизнес с оборотом 15 миллионов рублей в год, рассказал директор по продажам и развитию Александр Станкевич.

Вольные фехтовальщики

Раньше никто не отправлял из-за рубежа какому-то Ване из Брянска тысячу евро за кольчугу. А сейчас нашу мастерскую воспринимают как надёжный бренд.

В VIII веке на территории нынешней Брянской области был город Кветунь, известный своими оружейными мастерами. 20 лет назад в городе появился клуб исторической реконструкции с таким названием. На его базе существовала небольшая мастерская. В 2016 году там появилось направление НЕМА — Historical European Martial Arts (в переводе с английского — «исторические европейские боевые искусства»).

Такие искусства существовали с конца XIII до начала XIX века. В современной Европе ими начали интересоваться всего 20 лет назад. Историки и любители оружия занялись изучением и переводом старых книг. Мне кажется, это была реакция на глобализацию и развитие массовой культуры: люди начали искать что-то своё, самобытное. Сейчас это самый популярный вид исторического фехтования.

В Россию направление НЕМА пришло в 2012 году: люди начали учиться фехтовать, собираться в клубы. Но у нас не было ни одного производителя оружия для таких боевых искусств. Заказывать мечи из-за рубежа было нереально из-за проблем на таможне: приходилось постоянно доказывать, что это не холодное оружие, а европейские сертификаты в качестве подтверждения ведомство не устраивали. Поэтому члены клуба «Кветунь» решили делать мечи самостоятельно.

Тогда они обратились за помощью ко мне как к активному фехтовальщику и эксперту-популяризатору НЕМА в России, а также к Сергею Култаеву, главе Гильдии вольных фехтовальщиков (ведущий клуб НЕМА в России). Мы вместе участвовали в разработке модели меча.

300 000 рублей стартовые вложения

15 000 000 рублей годовой оборот мастерской

В 2016 году мы сняли цех в здании бывшего промышленного производства. На запуск, покупку оборудования и материалов потребовалось около 300 тысяч рублей. Периодически, чтобы докупить нужное, мы брали потребительские кредиты в Сбербанке, но быстро их возвращали. Чтобы наладить производство качественного исторического оружия, понадобился примерно год. После этого я перестал быть простым консультантом и начал помогать команде с продвижением.

Меч от историка

Сделать тренировочный меч — это сложная инженерная задача. Оружие должно выглядеть как исторический оригинал и иметь такой же размер и массу, а также не сгибаться при ударе, но при этом гнуться при колющем выпаде и быть абсолютно безопасным для тренировок и турниров. Наш цех возглавляет профессиональный Александр Серяков — инженер-конструктор, который работает со сталью.

Наш «придворный историк» Вадим Сеничев, который специализируется на Средневековье, перед производством каждого меча делает специальные исследования, проводит кросс-анализ источников, составляет таблицу сводных данных. Всего в производстве одного экземпляра задействованы шесть человек: двое работают за станками, четверо участвуют в подготовке чертежей и сборке.

Сталь для мечей мы заказываем на Урале, а наши станки делает абсолютно гениальный человек. Он может взять старый советский станок с помойки и пересобрать его под наши нужды. Мы всегда следим за закрывающимися заводами. Их руководство обычно продаёт какие-то вещи по цене металлолома.

Сначала на один меч мы тратили два месяца. За два года мы набрались опыта, усовершенствовали станки, учли наши ошибки и научились делать оружие за четыре часа

Меч делается так: стальные бруски при помощи механического молота «расковываем» в пластину, из неё вырезаем форму, потом закаляем меч в вертикальной печи, опускаем в специальные ванны (химическая обработка), затем шлифуем и собираем целиком. Наша мастерская делает больше мечей, чем все остальные российские производства вместе взятые. Годовой оборот составляет около 15 миллионов рублей. За 2019 год мы продали почти две тысячи мечей.

В Европу через границу

В 2017 году мы решили выйти на международный рынок. У меня — как у активного фехтовальщика — много знакомых и друзей за рубежом. Я стал дарить и продавать наши мечи всем влиятельным членам НЕМА, как сейчас принято говорить, «инфлюенсерам». Например, привёз историческое оружие на крупнейший международный фестиваль Swordfish. После него начались постоянные заказы из-за границы.

Мы поставляем мечи более чем в 50 стран. На Россию приходится только 4 % наших заказов. Больше всего покупателей — в странах Евросоюза, Китае и США

Однажды оружие Kvetun Armory решили использовать на одном из ключевых турниров индустрии — Helsinki Longsword Open в Финляндии. У нас заказали 12 мечей, это был наш первый подобный опыт. В итоге оружие оказалось недокалённым, потому что термостаты в печи вышли из строя. Из-за этого в поединках мечи слишком легко гнулись и теряли форму. Несмотря на это, турнир состоялся. Через две недели мы поменяли каждый некачественный меч на два новых.

Большая часть заказов поступает к нам из Европы. Там наша продукция стоит от 180 до 350 евро, это цена стандартных изделий. Если заказывают что-то особенное, цена может вырасти до нескольких тысяч евро — в зависимости от сложности. В России меч нашего производства можно купить за 10 тысяч рублей при среднерыночных показателях от 9 до 15 тысяч рублей. Для стабильного потока клиентов мы поддерживаем и спонсируем все турниры по НЕМА в России. За границей на 9 из 10 скандинавских турниров используют наше оружие.

82 меча
мастерская продала в 2016 году

почти 2000 мечей
продано с начала 2019 года

Очень сложно подсчитать, сколько и на что мы тратим. Например, сейчас мастерская получила заказы на 1–2 месяца вперёд. Поэтому постоянно приходится инвестировать: покупать станки, заключать контракты с другими специалистами: например, с гравировщиками. У нас до сих пор нет склада с готовыми изделиями, потому что заказов поступает больше, чем мы успеваем производить.

Сначала мы не знали, как правильно декларировать и сертифицировать мечи. И первые полгода после появления зарубежных заказчиков на таможне были постоянные проблемы. Но в итоге мы получили сертификат на серийное производство спортивных снарядов. Для доставки используем «Почту России»: выяснилось, что на экспорт сервис работает очень хорошо. Обычно через месяц покупатель получает свой заказ. Доставка стоит около 40 евро, её оплачивает клиент.

Всего в мире историческим фехтованием НЕМА увлекается примерно 35 тысяч человек. В Италии, Швеции, Словении и Швейцарии — это официальный вид спорта. В России пока нет, но зато у нас много неофициальных турниров.

Сейчас у нас есть реселлеры в Евросоюзе, Китае и США. В следующем году мы откроем свой филиал в Европе: так будет проще получать продукцию и распространять её. Наш следующий шаг — создание мастерской по пошиву тканевого защитного снаряжения.
 

  • avatar
  • .
  • +26

Больше в разделе

9 комментариев

avatar
А где фотки, хочется посмотреть на их деяния.
avatar
avatar
Хотелось бы выслушать мнение правоохранительных органов на тему.
avatar
Бумажка — копия экспертного заключения о том, что данный предмет ввиду отсутствия заточки является муляжом.
avatar
Удобно.
Что-то типа: данный пистолет, ввиду отсутствия подающей пружины магазина, признаётся муляжом.
Кросота.
avatar
Именно. Касаемо мечей. Без заточки — муляж, после заточки — 3-5 лет с конфискацией )
avatar
А степень незаточенности?
avatar


как то так
avatar
Оно-то ясно, но от этого не менее обидно.
Приобрёл вроде как вещь, а на самом деле баловство задорого. Чёт типа охолощенного Маузера.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.