Наследники серийных машин – редкая отечественная техника

Советская, а потом и российская военная промышленность умела находить новые применения уже имеющейся технике. Серийные боевые машины становились основой для неожиданных и редких модификаций, которые оставались в тени своих массовых прародителей. 

Они рождались из необходимости, испытаний новых идей или просто как попытки адаптировать старое под новые задачи. Их история – это не только любопытные технические эксперименты, но и решение реальных, а порой и очень сложных задач.

Ми-24К – разведчик среди ударных вертолётов

Ми-24К.

Вертолёт Ми-24К – одно из таких решений. В отличие от классических ударных версий «летающего БМП», эта машина создавалась для аэрофотосъёмки и корректировки огня. Внешне она почти не отличалась от боевых собратьев, но в её оборудовании был другой акцент. Вместо мощного вооружения в носовой части разместили специальную аппаратуру для ведения съёмки, а в кабине штурмана – дополнительную технику для обработки данных. 

Такое сочетание делало Ми-24К ценным инструментом разведки. Несмотря на сравнительно малое распространение, эти вертолёты использовались в различных конфликтах, оставаясь незаменимыми, когда требовалась точная информация о расположении целей.

Объект 169 – предшественник модернизации Т-62

Т-62М.

В конце 1970-х годов советские конструкторы представили «Объект 169» – опытный образец, ставший промежуточным звеном между базовым Т-62 и его модернизированной версией Т-62М. Внешне «Объект 169» отличался наличием дымовых гранатомётов «Туча», установленных по бокам башни, что повышало защиту от противотанковых средств. 

Бортовые экраны из резинотканевого материала защищали от кумулятивных боеприпасов и снижали вероятность пробития. Орудие получило термоизоляционный кожух, стабилизировавший его температурный режим и повышавший точность стрельбы, а лазерный дальномер над пушкой улучшал прицеливание, сокращая время на подготовку выстрела. По сути, «Объект 169» лёг в основу модернизации Т-62 до версии «М».

БРДМ-3 – эволюция разведывательных машин

БРДМ-3./ Фото: war-book.ru

БРДМ-3 создавалась для повышения эффективности разведывательных подразделений на основе платформы бронетранспортёра БТР-80А. Эта бронированная разведывательно-дозорная машина получила усиленную броню, обеспечивающую защиту экипажа от стрелкового оружия и осколков. Основное вооружение представлено 30-мм автоматической пушкой 2А72 с боекомплектом в 300 снарядов, способной поражать цели на расстоянии до двух километров днём и до 800 метров ночью. 

С ней спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом в 2000 патронов, а на башне установлены шесть гранатомётов системы «Туча» для постановки дымовых завес. Прицеливание осуществляется с помощью дневного и ночного прицелов, дополненных инфракрасным прожектором. 

При этом двигатель мощностью 260 лошадиных сил обеспечивает высокую мобильность, а о проходимости заботилась колёсная формула 8×8 с системой контроля давления в шинах и пулестойкими бескамерными шинами. В дополнение к этому БРДМ-3 может преодолевать подъёмы до 30 градусов и водные преграды благодаря наличию водомётного движителя.

Ми-24Р – разведчик в зоне опасности

Ми-24Р.

Среди разнообразных модификаций вертолёта Ми-24 особое место занимает Ми-24Р, предназначенный для проведения радиационной, химической и биологической разведки. Эта версия, известная также как Ми-24РХР, была оснащена специализированным оборудованием для сбора и анализа проб воздуха, грунта и воды, что позволяло оперативно оценивать уровень загрязнения в зоне боевых действий или техногенных катастроф. 

Внешне Ми-24Р можно отличить по наличию специальных устройств для забора проб, установленных на пилонах вместо стандартного вооружения. В состав экипажа входили два специалиста-химика, отвечающие за работу с разведывательной аппаратурой. 

Эти вертолёты активно использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, где выполняли задачи по мониторингу уровня радиации и обозначению заражённых участков местности. Ми-24Р стал примером успешной адаптации боевой техники для выполнения специализированных задач в условиях повышенной опасности.

МиГ-25БМ – охотник за радарами

МиГ-25БМ.

В 1980-х годах для подавления вражеских систем ПВО советские конструкторы разработали МиГ-25БМ – специализированный самолёт для борьбы с радиолокационными станциями. Эта модификация базировалась на платформе высотного перехватчика МиГ-25, но была адаптирована для выполнения задач подавления средств противовоздушной обороны. 

МиГ-25БМ оснащался четырьмя противорадиолокационными ракетами Х-58, предназначенными для уничтожения вражеских РЛС. Для обнаружения целей самолёт использовал станцию «Сыч-М», способную эффективно выявлять работающие радары противника. 

Этих самолётов собрали очень мало, всего около четырёх десятков единиц, вложив в них много времени, сил и технологий. Правда, до настоящего времени сохранился лишь один экземпляр, который сейчас является частью музейной экспозиции. Остальные же в 1993 году были пущены на металлолом.

Т-80УЕ-1 – модернизация для новых реалий

Т-80УЕ-1

Когда старые Т-80БВ начали морально устаревать, их решили модернизировать и продлить время эксплуатации, сделав более современными. Так появился Т-80УЕ-1 – глубоко переработанная версия, в которой совместили надёжную базу с новыми технологиями. Главным новшеством стала модернизированная башня с системой управления огнём, заимствованной у Т-80УД, что повысило точность стрельбы. 

Двигательную установку тоже обновили: вместо старого двигателя поставили мощный газотурбинный ГТД-1250, сделав таким образом машину более динамичной. Защиту усилили, добавив динамическую броню «Контакт-5» и систему «Штора-1», усложняющую работу противотанковых ракет с лазерным наведением. Ещё одно полезное улучшение – независимая энергоустановка, работающая без необходимости запуска основного двигателя. Были и другие новшества, например, более новая версия тепловизора, модернизированный механизм заряжания и прочие.

Ми-14БТ – воздушный тральщик

Ми-14.

Модификация-тральщик Ми-14БТ была разработана в 1970-х годах, вертолёт-амфибия специализировался на поиске и обезвреживании мин. В его основу лёг многоцелевой Ми-14, но в новой версии он получил комплект оборудования для траления морских акваторий. Основной задачей машины было обнаружение минных заграждений и их безопасное уничтожение на безопасном расстоянии от кораблей. 

Вертолёт мог не только зависать над водой, но и садиться на её поверхность благодаря герметичному корпусу и надувным понтонам, что делало его крайне удобным для работы в прибрежной зоне и открытом море. Трал, подвешенный на специальной лебёдке, позволял создавать безопасные проходы для флота. Ми-14БТ использовался для защиты военно-морских баз, стратегически важных портов и морских маршрутов от минной угрозы.


источник

  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.