Робот USV «Ranger» запустил ракету в человеков

Министерство обороны США выложило видео, на котором надводный беспилотник USV «Ranger» (USV — Unmanned Surface Vessel, Беспилотное Надводное Судно), часть т.н. «призрачного флота», запускает зенитную ракету SM-6 из пускового контейнера.

Что интересного увиделось в этом видео

Для эксперимента была выбрана ракета SM-6. Что это за ракета? Это старая RIM-156 SM-2, к которой приделана головка самонаведения от столь же древней авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM. В результате, если ракета SM-2 требовала сопровождения цели лучом радара с корабля, то SM-6 теперь можно выпулить куда-то в район предполагаемого нахождения цели и надеяться, что она там сама захватит цель своей автономной ГСН.

Ракета SM-6 в настоящее время рассматривается как «универсальная» — поскольку активная головка самонаведения позволяет ей также наводиться на надводные (и, предположительно — наземные) цели за горизонтом. Таким образом, SM-6 играет роль не только зенитной, но и сверхзвуковой противокорабельной ракеты.

Правда, идея использовать зенитные ракеты в качестве ПКР — довольно глупая. Они слишком слабы для нанесения серьезных повреждений кораблю или тем более наземным целям. Это выяснилось еще во Вьетнаме, где пытались стрелять довольно крупными ракетами комплекса С-75 по американским эсминцам. Ракеты попадают, да — но толку с этого очень мало.

В данном случае осколочная БЧ Mk 125 имеет массу 115 кг. Для корабля крупнее шаланды этого мало. Считается, что 18 января 2016 года ракета SM-6 потопила на учениях списанный фрегат USS «Reuben James» — но то такое, это скорее всего симуляция (напихали в мишень взрывчатки да подорвали).

Ракета стоит 4,3 миллиона долларов за штуку при партии в 1200 штук. Пока что произведено 130 штук, считая предсерийные прототипы, и большинство из этих ракет уже израсходовано на испытания.

Запуск ракеты был выполнен из весьма интересной пусковой установки контейнерного типа — представляющей собой четыре стандартных пусковых «канистры» от ВПУ Mk-41, помещенных в транспортный контейнер. Перед стартом, «канистры» поднимаются вертикально.

В целом, эти испытания намекают на роль, которую ВМФ США, по-видимому, выбрал для больших беспилотных кораблей. Они должны играть роль кораблей-арсеналов — дешевых безэкипажных платформ с ракетными установками — развернутых на передовой, в непосредственном контакте с неприятелем. Оснащенные «универсальными» ракетами SM-6, они смогут эффективно атаковать и воздушные и морские цели по внешнему целеуказанию CEC. То есть остающийся в безопасном тылу корабль, или самолет ДРЛО, будет выполнять поиск и обнаружение целей своими радарами, и передавать их координаты находящимся на передовой беспилотникам.

Идея довольно идиотская, как и все американские идеи «вундерваффе» последнего времени. Дело в том, что дальность действия ракеты SM-6ER около 240 км (в перспективе по надводным целям до 460 км). Трудно себе представить какой-то «остающийся в безопасном тылу корабль», который наблюдает цель на еще бОльшем расстоянии и нуждается в сближении пусковой установки с целью для её поражения.

Вот наведение с самолета ДРЛО — другое дело, но тут возникает вопрос, а нахрена тогда вообще нужен корабль с ракетами? Ведь ПКР такого типа можно без проблем применить с самолета.

Распил бабла вижу я в этом, йуный поддаван.

Единственное, что выглядит разумно — это использование таких USV в качестве выдвинутых пусковых батарей ПВО корабельного соединения. Но тут снова встает вопрос целеуказания. АВАКС, висящий на высоте в 12 км, видит маловысотные цели не дальше 390 км. При этом атакующие АВАКС самолеты противника видят его в теории с дистанции вдвое большей, а это несчастный UAV они увидят, в теории, с дистанции более 390 км — то есть вне зоны его действенного огня. После чего выдвинутый вперед UAV утопят при помощи запущенной с самолета ПКР, а он и сделать-то ничего не сможет, поскольку совершенно слеп.

 
Материал: Proper
  • avatar
  • .
  • +15

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.